Примерное время чтения: 6 минут
686

Тульский писатель Александр Кузнецов о кризисе, прислуживании власти и нуворишах

Его произведения публиковались в столичных издательствах и толстых журналах. А некоторые известные критики даже причисляли его имя к когорте современных классиков. Новое произведение писателя - роман «Идиот нашего времени» выдвинут на три столичные премии - «Большая книга», «Нос» и «Ясная Поляна».

Междоусобицы

АиФ-Тула: - Как вообще живётся писателю в провинции?

А.К.: - Живётся писателям в русской провинции так же, как и миллионам других провинциальных жителей. Повседневная жизнь с писательством никак не смешивается: здесь твои заботы, а там, в углу, письменный стол. Проблем, как и радостей, в этой жизни хоть отбавляй. Об этом все знают. Другое дело, что жизненные завихрения - почва благодатная для писательства, что я и пытаюсь уже скоро как двадцать лет доказать в своей прозе.

АиФ-Тула: - В Союзе писателей состоите?

А.К.: - Я вхожу в Союз российских писателей. Но это дело случая. Десять лет назад я мог написать заявление в Союз писателей России. Совсем не вижу и не видел между ними разницы, а их разделение отношу к несговорчивости столичной верхушки, распавшейся на два лагеря, нежелания той и другой стороны расстаться пусть и с крохотной, но всё-таки властью. Понятно, что союзы нужно объединять непременно. Понятно, что они должны быть деполитизированными, потому что политизированный союз - это уже партия, которая, чего доброго, начнёт диктовать бредовые идеи своим членам. И уже объединённый союз должен заявить о себе как об общности творческих людей, не более. Решать же он должен единственную прикладную задачу: отстаивать для современной литературы её место под солнцем. При том что политический окрас каждого писателя - его личное дело.

АиФ-Тула: - Власти как-то участвуют в писательской междоусобице? Нет попыток с их стороны объединить два союза в один, по-настоящему творческий?

А.К.: - Насколько я знаю, отношение властей к союзам писателей, как, кстати, и к другим творческим союзам, абсолютно пассивное. Мы не в их формате. Союзы писателей уже вытеснены на периферию, нас просто перестали замечать. Сейчас и вовсе назрело решение выдавить Тульское отделение Союза российских писателей из последнего крохотного кабинетика, который занимает правление. Впрочем, я даже отчасти понимаю власть. По природе своей эти люди и не должны много знать о таком явлении, как литература. Но с другой стороны, в последнее время склоняюсь к мысли, что власти и не нужно помогать писателям. Помощь, даже очень скромная, предполагала бы ответное прислуживание. Но такой расклад уже был в литературе, и был он крайне неудачным, прежде всего для литературы.

Стыдные профессии?

АиФ-Тула: - Вы не любите нынешнюю власть?

А.К.: - Земная власть априори от лукавого, любить её не за что. По моему мнению, давно пора понять, что профессии, связанные с властью, должны быть отнесены к стыдным профессиям, как, например, профессия надзирателя, или золотаря, или сутенёра. Нередко слышишь, что политика и её производная - власть - грязное дело. Если некая персона занимается грязным делом, то кто эта персона? Мы все знаем об этом и тем не менее продолжаем восторгаться политиками и персонами власти. А между тем эта формула имеет два простых доказательства. Первое: есть мнение, что движение по ступеням власти предполагает добровольное унижение одних персон власти перед другими. Исходя из этой логики персоны власти - профессиональные холуи и лизоблюды. Второе: есть мнение, что власть вынуждает своих персон делать подлости одним людям в угоду другим и прежде всего в угоду себе. Получается, персоны власти - профессиональные подлецы. Ну и что можно на фоне таких выводов, которые, кстати, много-много раз подтверждены эмпирическими наблюдениями, испытывать к ним?

АиФ-Тула: - Вы симпатизируете протестным движениям?

А.К.: - Я не верю в современные протестные движения. Есть в этих фигурах что-то ненастоящее, клоунское, видимо, потому что многие из них, что явно просматривается, выполняют правительственный заказ, а другие существуют и шумят до тех пор, пока им позволяют, - как говорится, с десяти утра и до того шлагбаума.

АиФ-Тула: - Вас послушать, так Россия никогда не выйдет из затянувшегося кризиса…

А.К.: - Меня на некоторые аналогии наталкивают работы наших мыслителей. Бердяев с «Новым средневековьем», Мережковский с «Грядущим хамом», Лев Гумилёв с рассуждениями о Хазарии. А современные экономисты и политологи - Афанасьев, Делягин, Петраков, Глазьев… Массив подобной литературы и собственные наблюдения натолкнули меня на мысль, что не является ли сама Болезнь конечной формой общественного устройства? Болезнь как социальный институт, результат всеобщих усилий, затяжной рак с глубоким метастазированием.

Шаг до Тартара

АиФ-Тула: - В обществе распространено мнение, что молодёжь скоро совсем перестанет читать. Это конец для литературы?

А.К.: - Будущее у литературы есть хотя бы по той причине, что люди никогда ничем не смогут подменить очарования, возникающего при чтении, которое зиждется на волшебном превращении обычных слов в целые миры. Литература востребована, поскольку она встроена в систему современного телешоу. Для того чтобы снять сносное «кинцо», нужен сценарий. Для того чтобы написать сносный сценарий, нужен начитанный сценарист. Круг не разорвать.

Если умрёт литература, полетят в Тартар и все нагромождения нашего непростого мира, причём произойдёт это настолько быстро, что мы ойкнуть не успеем. Потому что Литература - не просто подложка нашей цивилизации, Литература - это и есть цивилизация. И когда говорят, что литература уходит на задворки, что её пытаются отменить в школе, сократить в вузах, то радоваться таким явлениям могут только недоумки, потому что всё это дурные признаки очень больших грядущих проблем.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах