Большинство кладоискателей не очень рассчитывает найти бочки со слитками. Им важен сам процесс, кураж, они любители поразгадывать загадки легенд, пожить в лесах, полях, полазать по пещерам. Многие во время отпуска выезжают в другие регионы с той же целью. Среди них и студенты, и предприниматели, и историки, и военные. Практически все изучают не только легенды, но и историю края. Говорят, без этого никакой клад уж точно не откроется. Из тех ребят, с кем мы общались, ни один ничего путного не нашёл. Да, собственно и не сильно жалеет об этом. Но всё же за многовековую историю Тульского края были и те, кому в руки попадали настоящие сокровища.
Нежданные богатства
Один из наиболее ранних кладов найден в селе Павлово Одоевского уезда. В нем находились монеты Ивана IV: мечевые копейки, деньги, которые чеканились на Московском денежном дворе. Предполагается, что спрятали их в 1535 году.
К началу XVI в. относят специалисты клад в у Засечной черты. По архивным данным, весною 1833 года тульский мещанин Андрей Панов нашел на огороде 50 новгородских и псковских монет. Предположительно, они относятся к XV – началу XVI века.
Находили кубышку с монетами Ивана Грозного у села Луневка, у дорожной развязки на Москву и Рязань – в верховьях реки Пронь, у села Гремячее, а так же у деревни Халтобино.
Клад у села Большое Красное содержал 1 монету Федора Ивановича на 1007 монет Ивана Грозного.
Древнерусские украшения найдены в 1881 г. крестьянами с. Кресты Михайловской волости Богородицкого уезда (ныне д. Кресты Куркинского района Тульской обл.). Помещики Вознесенские, имевшие усадьбу в селе, скупили предметы клада у местных крестьян. Клад поступил в Оружейную палату Московского кремля в 1893 г. Описание «Тульского клада» неоднократно публиковалось и упоминается в ряде исследований. В своде древнерусских кладов Г.Ф. Корзухиной он относится к числу кладов, сокрытых между 1170-1240 гг. Клад состоит из женских серебряных украшений княжеского или боярского круга, изготовленных, скорее всего, придворными ювелирами.
В областном центре тоже зарывали деньги в землю. Археологи музея-заповедника «Куликово поле», проводя раскопки на пересечении улиц Менделевской и Советской, обнаружили их сразу два. Денег в них было совсем мало, да и сохранились они плохо. Как полагают археологи, некоторые из них относятся, предположительно, к XVIII веку, а другая часть - к временам царствований либо Алексея Михайловича, либо Петра I.
Историки рассказывают, что 6 октября 1926 года при земляных работах на территории Глазной больницы (ныне больница № 2 в Заречье) рабочий И. Газиненко на глубине 2 метров обнаружил совершенно целый глиняный сосуд с кладом мелких серебряных монет. Смотритель больницы Смирнов доставил находку в Тульский художественно-краеведческий музей, где она выставлена для обзора посетителей. В кладе 658 монет XVI - начала XVII вв., в основном «копейки» с изображением всадника с копьем. Самая древняя монета – «денга псковская» - датировалась 1505-1510 гг.
Лютый атаман
Больше всего кладоискателей будоражит легенда о разбойнике Кудияре и несметных богатствах, награбленных и спрятанных им на территории Тульского края.
По одной из версий, Кудеяр - младший брат Ивана Грозного, рожденный первой женой царя Василия, Соломонией. По этой легенде, новорожденного мальчика переправили к турецкому султану, где он и воспитывался, а потом вернулся в Россию, чтобы требовать престол, но после неудачи стал разбойником.
Как передают из уст в уста туляки, родившийся в Тульской губернии смелый и вездесущий, лютый атаман, которым пугали детей, мог быть в разных местах одновременно. И где бы он ни был, устраивал со своими подельниками жестокие набеги на торговые суда и караваны, передвигавшиеся по судоходным рекам.
Само собой в Тульской области он первым делом облюбовал тогда полноводную и судоходную Оку. Людская молва приписывает Кудеяру колдовские возможности, рассказывают о чудесах, которые он совершал, к примеру, о полушубках, превращающихся в лодки. И, конечно, звучит тема бесчисленных заговоренных кладов, спрятанных во всех местах, где разбойник грабил торговый люд.
А где же слитки в бочках?
С кладами Кудеяра связывают несколько мест. Одно из них в пещере на берегу реки Оки.
Легенды гласят, что именно там, где атаман и его шайка прятались между набегами, и схоронены в бочках и сундуках несметные богатства. Их ищут со смерти Кудияра и до сих пор.
Балки, пещеры, дубы, все места были обследованы неоднократно. Эти клады искали и ищут и взрослые и дети, но, увы, никому ничего не удалось обнаружить.
Туляк Сергей Симонов рассказывает, как будучи еще подростком, искал эту пещеру. Но местные жители рассказали – он такой шустрый не один. И поскольку в огромной пещере, в которой можно было легко прятать повозки, из года в год пропадали искатели приключений, власти приняли решение взорвать эту пещеру. Что, собственно, и было сделано.
По легендам, Кудеяр прятал сокровища не только в пещеры, озера, реки, но и сооружал подземные хранилища. Сохранились места в глуши, где разбойник строил свои дома-крепости, но и там ничего не было найдено, хотя поиски не прекращались в течение трёх с лишним, столетий.
Рассказывают, правда, о случайных находках в таких местах: серебряные монеты, золотые украшения, но все эти вещи обнаруживают по отдельности.
А клады-то заговорённые…
Народные легенды говорят однозначно – невозможно найти сокровища атамана, поскольку клады эти заговорены. И откроются они только тому, кто знает ритуал снятия заклятия с каждого конкретного клада.
Кстати
В XVI в. территория Тульского края вторично осваивалась русскими. Здесь строилась Засечная черта и города-крепости, ее окружавшие. Всё это происходило на фоне разорительных набегов монголо-татар. Историки и искусствоведы полагают, что это обстоятельство и заставляло местных жителей прятать деньги в кубышки и предавать их земле.
Читайте нас в твиттере @aiftula