Примерное время чтения: 11 минут
894

Все вместе! Как тульские «Пчёлки» покоряют подмостки России и Европы

Из спектакля
Из спектакля "Алиса в Стране Чудес". / Ольга Филиппова / Из личного архива

За долгую историю чего только не придумывалось и не случалось со школьным театром. В этом году ему исполняется 25 лет. Зрители уже успели оценить постановки «Алиса в Стране Чудес» и «Надежда каждого цветка», а впереди выступление самой взрослой группы со спектаклем по антиутопии Замятина «Мы».

Корреспондент «АиФ в Туле» встретилась с руководителем студии Ольгой Филипповой и побеседовала об объединяющей силе театра, «походах всех видов» и погружении в философию произведения.

Руководитель театра Ольга Филиппова вместе с актрисами Таней (слева) и Машей (справа).
Руководитель театра Ольга Филиппова вместе с актрисами Таней (слева) и Машей (справа). Фото: АиФ/ Наталия Новикова

Театральный улей

«Я пришла в эту школу в 1990-м году, - рассказывает руководитель театральной студии Ольга Филиппова. – В детстве я занималась в студии «Алый парус» в ДК Профсоюзов и много лет выступала на сцене. Но я никогда не была ведущей актрисой, у меня не было главных ролей, но это для меня и не главное. А основное – это жизнь в театре, на сцене, когда все вместе… Не знаю, как это описать. Могу только привести пример. Бабушка рассказывала, когда мне было пять лет, мы ходили гулять все вместе: папа, мама, я и две мои бабушки. Я бегала между ними, соединяла всем руки и говорила: «Все вместе! Все вместе!». И мне кажется, я всю свою жизнь именно этим и занимаюсь: объединяю людей. И коллектив, и чувство локтя, и знание того, что есть друзья – вот что самое главное».

В этом году студии исполнилось 25 лет, и все желающие смогли оставить пожелания на юбилейном пресс-воле.
В этом году студии исполнилось 25 лет, и все желающие смогли оставить пожелания на юбилейном пресс-воле. Фото: АиФ/ Наталия Новикова

Ольга Филиппова уверена, что если ты чего-то хочешь и хоть что-то для этого делаешь, то обязательно всё получится. Этой житейской мудрости она учит своих воспитанников.

Когда театр только появлялся, ему придумывали название. Выбирали между «Радуга» и «Пчёлка». В итоге решили остановиться на последнем. Дети решили: «Пчёлка трудится, приносит мёд, и мы тоже трудимся и приносим свои спектакли». А когда младшеклассники подросли, создали отдельную студию – «Образ». Там уже ставили серьёзные, «взрослые» пьесы. Есть ещё и третья группа, где занимаются родители – «Пчёлкины взрослые». Вот такая преемственность.

В Петербург за вдохновением

И маленькие «Пчёлки» действительно много трудятся. На подготовку каждого спектакля уходит целый учебный год. Причём, его сначала ставят на русском языке, потом готовят перевод на французский, поскольку в школе, при которой базируется театр, углубленно изучают этот иностранный язык.

Репертуар выбирает руководитель, обсуждает его с актёрами, и если они одобряют, то пьесу ставят. Костюмы, хореографию, музыку – всё опять же продумывает сама Ольга Викторовна, в шутку называющая себя «разнорабочим». А помогают ей родители учеников.

На фестивале во Франции.
На фестивале во Франции. Фото: Из личного архива/ Ольга Филиппова

Готовясь к спектаклю, театралы стараются прочувствовать его атмосферу. Например, для постановки «Я к Вам пишу», созданную по мотивам романа «Евгений Онегин», театральную труппа отправилась в Санкт-Петербург, посетила Царское Село и дачу Китаевой (Вдова придворного камердинера Китаева сдавала часть комнат для постояльцев, а во второй половине проживала вместе с дочерьми – Прим. авт.), где Пушкин с Гончаровой снимали летом дом. «Пчёлки» даже поучаствовали в историческом бале во дворце.

Когда готовили пьесу Блока «Балаганчик», побывали в Музее театра, рассмотрели декорации, написанные Малевичем. Нашли в Музее Александра Блока первые нотные записи, созданные специально для этого произведения. Правда, в нашем спектакле мы решили использовать музыку Шнитке - её звучание более новаторское сейчас.

Из спектакля
Из спектакля "Надежда каждого цветка". Фото: Из личного архива/ Ольга Филиппова

«Каждый наш спектакль – это своего рода импровизация, - рассказывают участницы старшей студии «Образ» Мария Лазарева и Татьяна Горбунева. - В каждый мы добавляем что-то своё. Обычно выводим какую-то линию и ведём её до конца, даже если автор сам не хотел говорить о ней. Например, когда мы делали спектакль по рассказу Бредбери «Всё лето в один день», то раскрашивали видеоряд прямо во время представления: когда появлялся луч солнца, девушка в зале добавляла жёлтую краску, которую проектор выводил на задний фон сцены. Сами мы были в серых кофтах, а с появлением солнца сбрасывали их и оставались в разноцветной одежде. У Бредбери девочке Марго не удалось увидеть солнца совсем, но в нашей версии она всё-таки выбирается из чулана, где её заперли одноклассники, и застаёт последний яркий луч».

На фестивале детских театров.
На фестивале "Детские сезоны". Фото: Из личного архива/ Ольга Филиппова

Не сели в лужу

«Если говорить о том, какой спектакль самый титулованный, то это, несомненно «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», - рассказывает руководитель театра. – С этим спектаклем мы побывали на четырёх фестивалях. Первым был интернациональный фестиваль франкофонных театров «Маски» на озере Байкал. Сцена была на улице, совсем простая: два ряда кулис и подмостки, на скамейках – места для зрителей. Когда подошла наша очередь, стемнело и начался дождь. Несмотря на это, зрители не стали расходиться и спектакль состоялся. А детям во время игры нужно было садиться на пол, кувыркаться, и вначале я видела, как они переживают, боялись, что сядут в лужу. Но этого не произошло – в прямом и в переносном смысле.

На Байкале.
На Байкале. Фото: Из личного архива/ Ольга Филиппова

Мы замерзли, промокли, но выступили достойно. А мне, вместе с мамой одной из девочек, до четырёх часов утра пришлось отстирывать детские майки и джинсы».

Пчелиное братство

Также участники театра несколько раз в год собираются походы: в Карелию, Жабынь, на археологические раскопки – география мест обширна. Там юные актёры учатся ответственности и самостоятельности: их делят на отряды, где самый взрослый отвечает и следит за теми, что помладше: помогает одеваться, убираться в палатке, смотрит, чтобы все вовремя кушали. Малыши, в свою очередь, тоже вносят посильный вклад в общее дело.

Ольга Филиппова никому из своих учеников не советует поступать в театральный.

Сплав по реке во время похода.
Сплав по реке во время похода. Фото: Из личного архива/ Ольга Филиппова

Для нас это, прежде всего, хобби, способ общения. Поэтому, лучше получить другое образование. А того, кому суждено связать свою профессию со сценой, театр всегда его найдёт.

В кружок для обсуждения.
В кружок для обсуждения. Фото: Из личного архива/ Ольга Филиппова

Детям я объясняю, что в наших постановках нет главных и второстепенных ролей: вы все важны, без каждого из вас представление было бы неполным.

И год за годом подросшие «пчёлки» приходят на майские выступления в родную школу, чтобы снова почувствовать себя частью большой и дружной семьи.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах