Кладбища Тулы неухожены. Процедуру похорон обеспечивает кто попало. Агенты дерутся за умерших. А депутат городской думы, заинтересованный в кладбищенском бизнесе, навевая нехорошие ассоциации, предлагает власти повесить возле места упокоения горожан щиты с надписями "Тула - город-герой"...
По закону
ненаказуемо
Если смотреть с одной стороны, Тула не очень похожа на уездный город N, в котором начинаются события романа Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев". А с другой стороны, сходство просто поразительное.
Взять хотя бы специфику похоронного дела.
Деятельность современных работников тульской сферы ритуальных услуг протекает в столь же бурных баталиях, как у их романных коллег и предшественников.
Конгениальной фразы гробовых дел мастера Безенчука - "Нимфа", туды её в качель, разве товар даёт?" - пока, правда, ни от кого не слышно. Но конкуренция в борьбе за сладкую жизнь на ниве смерти разворачивается жесточайшая.
Наши читатели рассказывали о случаях, когда похоронные агенты сцеплялись в драке перед дверью усопшего. А явление представителей неизвестных ритуальных контор "след в след" за врачом, констатировавшим смерть, - дело самое обычное. И, видимо, обоюдовыгодное.
Впрочем, главное - чтобы качество услуг от конкуренции не страдало. А тут уже сложнее.
В последнее время нередко бывает, что, "втиснувшись без очереди" на кладбище, одна похоронная контора срывает у другой график захоронений. А в результате вроде бы и материальный ущерб налицо, и по закону ненаказуемо. Всё в полном соответствии с заветом Остапа Бендера: "...без уголовщины! Кодекс мы должны чтить".
Как всегда
нет денег
Муниципальный же комбинат спецобслуживания может пожаловаться словами Остапа Бендера: "Мы чужие на этом празднике жизни!"
В борьбе "акул похоронного бизнеса" муниципальное предприятие остаётся привычно страдающей стороной.
На балансе комбината находятся десять кладбищ: на Новомосковском шоссе, 7 и 10, Всехсвятское, Горельское, Дм. Солунского, Еврейское на ул. Марата, кладбище в пос. Скуратово, Спас на Горе, Татарское, Косогорское. Их надо убирать, благоустраивать, ремонтировать и заботиться ещё о массе других вещей.
Вопреки санитарным правилам далеко не все "города мёртвых" отделены от обиталищ живых. У кладбищ на Новомосковском шоссе и Дм. Солунского нет ограждений.
- Но что мы можем сделать, - вздыхает директор комбината спецобслуживания Ирина Калмыкова. - "Роспотребнадзор" постоянно к нам с этим выходит. Однако на ограждения нужны немалые деньги, почти половина от нашего годового бюджета. Таких средств у нас сейчас нет...
Один супернаходчивый гордеп как-то предложил "дешёвый и сердитый" выход: оградить кладбище на Новомосковском шоссе рекламными конструкциями с надписью "Тула - город-герой". Идею представители городской власти отмели. Решили, что и гости города, и горожане могут неправильно понять написанное на кладбище.