В этом на вид обычном профессионально-техническом училище обучаются не простые ребята. Рабочие профессии токаря, слесаря и швеи здесь получают молодые люди с проблемами слуха: как слабослышащие, так и полностью глухие.
На фоне вышитых картин и расписанных гжелью игрушек в глаза бросается большой проектор и современный ноутбук, то и дело выдающий на экране ошибку обновления антивирусной программы.
- Этот проектор и компьютеры приобретены за счёт различных федеральных программ образования или предоставленных грантов, - поясняет директор училища Дмитрий Устинов. - Два года назад мы выиграли грант от Hewlett-Packard - 70 тыс. долларов. На эти деньги оборудовали компьютерный класс, что позволило открыть новую специальность - оператор ЭВМ.
И действительно, компьютерный кабинет, как и другие классы, оборудован современной техникой. В самой большой комнате отдыха стоит почти 30-дюймовый монитор - телевизор с 50 каналами вещания.
- Это практически единственное помещение с электричеством, - рассказывает замдиректора Андрей Чулков. - В других комнатах, согласно пожарному предписанию, его нет. Здесь ребята заряжают телефоны, ноутбуки, смотрят различные передачи.
А ноутбуки у детей личные. Кому-то их купили родители, кто-то приобрёл на собственные деньги. Трудно представить, но каким-то образом, экономя по 1000 рублей в месяц (400 руб. академической и 600 руб. социальной стипендии), можно набрать необходимую сумму на неплохой компьютер. Также практически у всех учеников есть переносные модемы, обеспечивающие выход в Интернет.
- Наши ребята очень продвинутые в этом плане, - продолжает Андрей Чулков. - Они активно пользуются возможностями Всемирной паутины: читают новости, смотрят фильмы с субтитрами, общаются в социальных сетях, а также при помощи веб-камер.
Самим учащимся училища здесь в целом нравится. Директор рассказывает о насыщенной общественной жизни ребят: различных конкурсах, спортивных соревнованиях, КВНах, которые они организуют в стенах ПТУ. Однако, спросив, о чём на них шутят, прочесть на их лицах можно было только живое недоумение.
Право на образование
Сидя в комнате отдыха, учащиеся улыбаются друг другу и активно общаются между собой: за быстрым движением пальцев просто невозможно уследить. Как у них получается "прочитать" в этом потоке непонятных жестов связный текст, простому человеку понять невозможно.
- Плохо, что у нас нет дискотек, - поделился Саша Терёхин из Рязанской области. - Мы очень любим танцевать.
Воспитательница пояснила, что танцевать им действительно нравится: они чувствуют ритм и вибрацию пола, на которые и ориентируются.
- А ещё мы очень любим ходить гулять в город и искать друзей, - продолжал молодой человек. - Жалко только, что нам не разрешают приводить знакомых сюда. Мы бы вместе играли в компьютерные игры и больше общались.
Среди других ограничений - запрет подработок. Карманные деньги детей складываются в основном только из социальных выплат. И если детям из полноценных семей ещё помогают родители, то сиротам, воспитывающимся в училище-интернате, больше рассчитывать не на что.
"Побеседовав" ещё немного и уже собравшись уходить, мы услышали невнятное бормотание. "А ещё у нас вечернюю школу закрывают", - с трудным для понимания акцентом произнёс молодой человек.
Как оказалось, при профессиональном училище, в котором дети получают средне-специальное образование, действует ещё и вечерняя школа. В ней ещё недавно ребята имели возможность получить обычное среднее образование. Они изучали русский язык, математику, географию и другие предметы общеобразовательной программы. С нынешнего же года, говорят, набор в школу будет прекращён.
- Мне нравится учиться в вечерней школе, - рассказал Денис Ефремов из Курска. - Чувствую в ней себя обычным школьником. Я успеваю и на предметы по моей специальности, и на простые уроки.
Сотрудники училища на вопрос о причинах закрытия вечерней школы отвечать не спешили. Дескать, в департамент образования, кажется, писали, но сверху виднее: не нужна здесь вечерняя школа.
- Знаем только, что слабослышащих детей переведут в вечернюю школу при профессиональном лицее N 1, - на ходу отвечали они.
И если судьба слабослышащих детей более или менее понятна, то что ждёт ребят, полностью лишённых слуха, не скажет никто. Получается, что у них отнимают право получить иное образование, кроме средне-специального. А ведь и правда: зачем швее знать географию, а обувщику - анатомию?
Некуда деваться
Поиск официального комментария по этому вопросу напоминал остросюжетный детектив. В департаменте социального развития нам посоветовали обратиться в департамент здравоохранения. В последнем очень удивились, почему мы звоним им, а не в областной департамент образования. В последнем нам тоже не обрадовались, ответив, что деятельность вечерних школ курирует управление образования администрации города Тулы. Как можно догадаться, нам и там не ответили.
Отчаявшись узнать истину у властей, мы обратились в коррекционную общеобразовательную школу-интернат I и II вида на ул. Бундурина, чьи преподаватели дают уроки в ПТУ N 2.
- Между школой и профессиональным училищем был заключён договор, на основании которого ПТУ предоставляло учебные аудитории для занятий нашим учителям, - поясняет ситуацию директор школы Олег Буриличев. - На основании специальной путёвки от областного департамента образования глухие и слабослышащие дети, не имеющие полного среднего образования, могли дополучить его у нас. Однако в прошлом году с такими путёвками к нам не обращались.
Возможно, именно отсутствие этих направлений на обучение породило подозрение о закрытии в профучилище N 2 вечерней школы.
В департаменте образования нам дали другую информацию.
- Всем детям до 18 лет указанные путёвки были предоставлены, - отвечает начальник отдела развития дошкольного, общего образования департамента образования Тульской области Елена Пчелина. - Они выдавались на основании заявления и документа об образовании.
И тут уже непонятно: то ли путёвки по дороге потерялись, то ли за ними никто не обратился.
В любом случае Олег Дмитриевич уверен в необходимости приведения учебной деятельности в соответствие с законом. Ведь официально вопросами вечернего образования занимается городская вечерняя школа. В связи с этим в планах - создание там специального отделения для лиц с ограниченными возможностями.
Но куда деваться детям в то время, пока их не ждут в городской вечерней школе, а в ПТУ, возможно, скоро перестанут приходить учителя? Тут уж ни о каких "неограниченных возможностях образования" речь идти не может. А ведь ребятам просто хочется учиться и быть обычными детьми.