Когда Кирюша Серебряков симпатичный светловолосый паренёк подходил к школьным воротам, его каждый раз накрывало страхом. Как говорит, мутузили его одноклассники не раз, и справиться с более сильными ребятами он не мог. А не ходить в школу не решался. И трусом боялся прослыть, и уроки пропускать не хотел.
Подарок на рождение
Родители говорят, что заметили, с какой неохотой сын идёт на занятия и всё чаще возвращается хмурым, замкнутым.
«Мы один раз обратились к классному руководителю, к директору, второй, третий. Говорим: «Пять ребят терроризируют одноклассников. То портфели швыряют, то учебники скинут с парты. А выступишь против, впятером отлупят одного. Наведите порядок». Нам отвечают: «А от нас-то вы что хотите? Мы что можем сделать?» - рассказывает Кирюшин отец Олег Серебряков. - И вообще, не очень-то с нами и разговаривали. Ощущение, что мы пристаём к ним с какими-то глупостями и они пытаются от нас отмахнуться. И делают вид, что всё в порядке. Другие-то ведь молчат.
А Кирюша всё ходил в школу, но к чувству страха всё никак не мог привыкнуть…
И, наверное, долго бы это продолжалось, да тут история школьных взаимоотношений вышла за рамки тумаков и обзывательств и приобрела совсем иной оттенок. Паренёк попал в больницу. С сотрясением мозга».
«9 марта, в свой день рождения, он по традиции пришёл в класс с гостинцами, - рассказывает его мама Жанна Серябрякова. - На перемене раздал конфеты, выпечку, сладости. А один из парней из той самой группы с силой толкнул его и впечатал в дверь. Кирилл рассказал, что подходил к классному руководителю, она его отправила в коридор, где установлен умывальник: «Сходи, помочи холодной водой лобик».
Сын учился во вторую смену. Отзанимался до вечера, пока отец за ним приехал. Рассказал отцу об ударе. Тот отвёз Кирюшу в больницу. Оттуда его
отправили в Тулу, где и госпитализировали с диагнозом “сотрясение головного мозга”».
Пока Олег мотался с ребёнком по больницам, к Жанне, оставшейся с маленьким вторым сынишкой, пришли полицейские.
«Это был наш старший инспектор по Щёкинскому МВД, - говорит она. - Мне предложили подписать объяснительную за моего сына. Сын же в это время находился в больнице вместе с отцом и не мог им ничего рассказать. Сотрудница полиции говорит: «Ну вы ему потом всё сами передадите, расскажете». Я была в стрессовом состоянии и бездумно подписала эту бумагу. Потом посмотрела - а там написано, якобы мой сын говорит, что его толкнули случайно и никаких претензий он не имеет. А я присутствую при разговоре и тоже претензий не имею.
Ну а на нет, как известно, суда нет. Ну пошутили ребята, с кем не бывает».
Однако шутка перешла все границы.
Надоело бояться
Кирюша отказался ходить в эту школу. Родители вынуждены были перевести его в другую. И тут он почувствовал, что страх пропал.
«Повезло, - говорит отец Кирилла Олег Серебряков. - Хотя надо было раньше это сделать, а не надеяться на человечность и профессионализм наших учителей, которые то ли не захотели, то ли не смогли справиться с ситуацией».
Правда, не только с этой. В ведомость об успеваемости сыну выставили оценки, не соответствующие полученным.
Ольга Мишина, директор школы №4, объясняет: причина путаницы в том, что школьник отвечал урок преподавателю, временно замещающему основного. Новый учитель не успел поставить в журнал оценку. В другом случае учитель спешил на похороны родственника и тоже не проставил оценку. Почему вместо «пятёрки» в журнале оказалась «четвёрка», директор обещает выяснить в самое ближайшее время. «Мы признаём ошибки за неточности в оценках и приносим свои извинения», - сказала она нам.
Но это, понятно, ерунда по сравнению с главной темой.
Сейчас проводится расследование (кем и кто в группе «следователей», нам сказать не смогли. - Прим. авт.) Его результаты покажут, как всё было, - говорит директор и тут же выдвигает свою «правильную» версию: - Например, в этот день ребёнок катался на горке и мог - предположительно - получить травму там.
«Расследование, инициированное руководством школы, тянется потому, что родители не предоставляют нам некоторые документы - в частности, объяснительную Кирилла о произошедшем, выписку из больницы, - объясняет Ольга Мишина. - Что касается атмосферы в школе, то могу сказать, что класс, в котором учился Кирилл, дружный. Там нет детей, «терроризирующих» других».
Команда?
Мы позвонили родителям двух учеников этого класса. Мама одного сказала: «Я не могу утверждать, что в классе есть группа, притесняющая ребят. Дети есть дети. Сегодня они дружат с одним, завтра рассорились, потом снова помирились. Моего ребёнка никто не трогает, с ним всё в порядке. И он самый старший в классе. И крепкий. Его так просто не тронешь». Мама другого ответила, что в классе замечательные отношения между одноклассниками и ни о каком притеснении она слыхом не слыхивала. «У нас отличная школа, очень хорошие директор и классный руководитель», - подчеркнула она.
И тут же нам перезвонила «хороший директор» и заявила, что родители ей жалуются: журналисты звонят… Наверное, это замечательно, когда родители находятся в такой связке с руководителем школы. Если, конечно, они не пытаются что-то скрыть или попросту выслужиться перед директором. Что, увы, нередко случается в нашем обществе. Ведь многим внушали и внушают с детства: «Вякнешь - себе проблемы наживёшь».
Отпустите меня домой!
Встретились мы и с учителями. Директор собрала их для разговора с нами в своём кабинете. Почти все они безмолвствовали. Лишь только классный руководитель Кирюши Елена Зайдуллина, перенервничав, несколько раз уходила из кабинета, а потом взмолилась: «Отпустите меня домой! У меня трое детей и мужа нет!»
«Вот видите, до чего вы доводите людей своими вопросами?» - осуждающе спросила нас уважаемая Ольга Викторовна.
И, казалось, меньше всего в этот момент коллектив интересовал Кирюша и его судьба…
Константин Конов, юрист:
За жизнь и здоровье ребёнка, когда он находится в школе, отвечают учитель и директор школы. В ситуации, когда ребёнок обратился к классному руководителю и рассказал ему о травме, педагог должен был вызвать скорую помощь. Учитель не имеет медицинского образования и, соответственно, не может определить степень тяжести полученного увечья. Поэтому логично было бы вызвать медиков, пусть даже такое беспокойство и показалось педагогу избыточным. В подобной ситуации лучше перестраховаться.
Нина Жукова, школьный психолог:
Тема школьного насилия и подростковой жестокости - вечная. Его причина в естественном стремлении подростка к самоутверждению. Вот только средства достижения этого - неестественны. Проще всего самоутвердиться за счёт унижения других, отыскав в классе наименее готового к сопротивлению человека, превратив его в «мальчика для битья». На фоне его униженного положения собственные неуспехи в учёбе, нездоровая ситуация в семье (например, постоянно избивает отец-алкоголик) и прочие неприятности кажутся чепухой. Сгруппировавшись, такие самоутвержденцы учреждают в классе собственную «неуставную» иерархию. Чаще всего она держится больше не на реальных их возможностях, а на постоянно культивируемом страхе. Для этого группа при малейшем сопротивлении нещадно «окучивает» осмелившегося сказать «нет» и устраивает показные акции устрашения - ту самую травлюРодители, учителя должны научить ребёнка отстаивать себя. Они должны рассказать, как именно ребёнок должен «давать сдачи» и что ни при каких обстоятельствах не должен позволять с собой делать. Но чаще всего на это закрывают глаза. Учителям не хочется портить статистику и выносить сор из избы - нужно отчитываться перед вышестоящими чиновниками от образования о хороших показателях на олимпиаде и качественной подготовке к ЕГЭ. Родители в поте лица зарабатывают на хлеб насущный себе и своему чаду. Или не знают, как научить ребёнка защищать свою, ещё не состоявшуюся, только формирующуюся личность. Родители могут придумывать различные самооправдания: «это пройдёт», «это со всеми бывает», «ничего страшного», «ты всё преувеличиваешь», «сам виноват». Когда ребёнка «ломают» раннем возрасте, не избежать серьёзной психологической травмы, которая искалечит его жизнь, превратив человека в постоянную жертву, притягивающая всё новые и новые беды, которая не в состоянии справиться с ситуацией и переломить её. Как говорят криминалисты, именно такой типаж довольно часто встречается в криминальных сводках в качестве жертвы преступников.
Также мы поговорили с матерью ребёнка, которого в классе считают заводилой. Она изложила свою версию событий:
Мой сын не толкал Кирилла. Ребята перемещались из класса в класс, была давка, как в транспорте в часы-пик. Мой сын шёл позади Кирилла и случайно налетел на него сзади. Кирилл обернулся и спросил: «Кто меня толкнул?». А поскольку у моего сына 50 процентов слуха, он услышал эту фразу не сразу. Но потом, когда всё-таки услышал, он извинился за то, что нечаянно толкнул его. После этого они вместе поехали кататься с горки. Я разговаривала позже с семьёй Серебряковых и так же извинилась. Но теперь уже жалею об этом. Извиняться нам не за что. Эти люди врут и наговаривают на моего сына.