Примерное время чтения: 3 минуты
63

Качай права!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12 18/03/2009

ВСЕМИРНЫЙ день защиты прав потребителей отмечают в России с 1994 года. Главными задачами этой акции является информирование населения об основах законодательства в сфере купли-продажи и обслуживания, результатах деятельности различных структур и общественных организаций, призванных защищать наши с вами права.

О том, что мы их совсем не знаем, корреспондент "АиФ в Туле" убедилась, послушав главного санитарного врача по Тульской области Лидию Шишкину, начальника отдела по защите прав потребителей департамента предпринимательства и потребительского рынка Тульской области Валерия Сухий и председателя правления областной общественной организации "Тульское общество потребителей" Галину Спасскую. Только за прошлый год, в соответствующий отдел департамента предпринимательства за помощью обратились около 8 тысяч людей. Это значит, что каждый день жители области как минимум 21 раз сталкиваются с недобросовестностью продавцов.

Практика наших собеседников свидетельствует, что чаще всего люди становятся жертвами мошенников при покупке сложной бытовой техники, обуви, туристических услуг и установке пластиковых окон. Вот распространенная схема "развода", с которой столкнулся не один житель области, при покупке сотовых телефонов. Спустя короткий срок после приобретения телефон начинает барахлить. Человек обращается в магазин, где его приобрел и слышит примерно следующее: сходите в такую-то сервисную мастерскую и принесите акт, что прибор вышел из строя, тогда мы решим, отдать вам деньги или нет. Кстати, по законодательству покупатель имеет право присутствовать при проверке качества, но этот вариант, естественно, никому не предлагается. Потом приходит акт, где написано, что техника вышла из строя по вашей вине: телефон упал в воду, вы его уронили и т.п. Человек разводит руками и чинит его за свой счет. Хорошо, если впоследствии аппарат служит еще какое-то время. Однако чаще всего он ломается и покупатель вынужден приобретать новый.

- Права потребителя четко расписаны в статье 18 закона "О правах потребителя", - подчеркивает Валерий Сухий. - Если покупка находится на гарантийном сроке, вы должны не везти ее на экспертизу, а требовать замены на новую или возврата денег (исключением из этого правила является небольшой перечень товаров). Это продавец должен доказывать, что продал вам качественную вещь. Грамотно составленная претензия позволяет решить большинство конфликтов в досудебном порядке и добиться справедливости в суде.

Нашим сотрудникам нередко приходится сталкиваться с обессилевшими психологически и разуверившимися в торжестве закона людьми, - продолжает Валерий Артемьевич. - Это неправильно, за свои права можно и нужно бороться.

- В нашей стране много хороших законов, но если мы не будем ими пользоваться, они не будут работать, - говорит Галина Спасская. - А если бы суды не принижали стоимость морального ущерба (1000 рублей за моральный вред - это унизительно!) и пени за просрочку выплат по своим обязательствам, предприниматели уважали бы законы больше. Но хорошо уже то, что мы заставляем их возвращать деньги за некачественные товары и выплачивать связанные с этим издержки.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах