1966 год. В начале августа 34-летняя Галина Федулова вместе с мужем Эмилем Ахметовым приехала на Центральный Кавказ, в Кабардино-Балкарию. Ущелье Адыл-Су. Альпинистский лагерь "Шхельда".
Немного
посопротивлявшись, она согласилась
То был тяжёлый год для альпинистов - шли дожди, в горах таял снег, обнажались камни, булыжники, сходило много лавин, случалось много камнепадов. Приходилось делать много изменений в намеченных маршрутах. В тот год погиб известный покоритель вершин мастер спорта
Г. Живлюк из Ленинграда. Были и другие смерти...
То был тяжёлый год и для Галины Федуловой - год её возвращения в горы после шестилетнего перерыва. В 1960-м Галина стала мастером спорта по альпинизму. И сразу же долгая разлука с горами, которые она любила искренно и самоотверженно. Рождение ребёнка, а потом серьёзная болезнь, долгое-долгое выздоровление, восстановление... И вот она снова в горах! Моральное состояние после жизненных потрясений - тяжелейшее. Да и физическое - не ахти. Очень исхудала за месяцы болезни. Но любимые горы понемногу вдыхали в женщину новые силы.
В "Шхельду" съехалось много старых добрых знакомых, с которыми Федулова и Ахметов съели в горах в своё время немало пудов соли. Один из этих знакомых, собираясь на очередное восхождение и сочтя кандидатуру Федуловой самой подходящей, оставил на неё занимаемый им в лагере пост. Руководство альпинистского лагеря утвердило кандидатуру - и таким образом, совершенно неожиданно для себя, Галина Георгиевна стала начальником спасательной службы "Шхельды".
В то лето в лагере часто пребывал известный на всю страну альпинист заслуженный мастер спорта Михаил Ануфриков, и целую неделю он с каким-то одному ему понятным интересом пристально поглядывал на Галину. И наконец подошёл к Ахметову и прояснил ситуацию. Здесь, в Кабардино-Балкарии, в Приэльбрусье, съёмочная группа из Одессы будет вести съёмки художественного фильма об альпинистах. Его, Ануфрикова, пригласили главным консультантом на этот фильм, и теперь он мотается по альпинистским лагерям в поисках спортсменки, которая смогла бы выступить в качестве дублёрши одной молоденькой актрисы. Актриса, естественно, в горах впервые и о скалолазании не имеет никакого понятия, поэтому для эпизодов восхождения нужна ей на замену опытная альпинистка. Ануфриков предложил Ахметову, чтобы дублёршей стала его супруга.
После недолгого размышления Галина Федулова дала согласие. Немного посопротивлявшись ("как можно оставить лагерь без руководства спасательной службой?!"), дал добро и начальник учебной части "Шхельды" Валентин Коломенский.
Его подвели
сандалии
Около семи часов утра Федулова спускалась с плато. Увидела, что на территории лагеря стоит грузовая машина-"полуторка". Сразу поняла, что это за ней, одесский режиссёр.
Режиссёр не произвёл на альпинистку впечатления - невысокий и в сандалиях, а она терпеть не могла мужчин, носивших сандалии. Он не представился, не назвал ни имени, ни фамилии. И кто бы мог подумать, что это и не режиссёр был вовсе, а... Владимир Семёнович Высоцкий, тогда ещё просто Володя. Люди уже пели его первые, быстро ставшие популярными "блатные" и "дворовые" песни, но лицо автора пока не было знакомо широким массам. В этот день ни один из режиссёров (Дуров и Говорухин) будущей "Вертикали" не смог лично поехать за дублёршей и послали молодого актёра Высоцкого.
Мастер спорта Федулова и непредставившийся "режиссёр" Высоцкий забрались в кузов "полуторки". Опытным глазом Галина сразу определила, что молодой человек впервые в горах и ещё находится под первым ошеломляющим впечатлением.
Он смотрел вокруг широко распахнутыми ненасытными глазами, буквально открыв рот.
Фанерная кабина на грунтовой дороге ходила ходуном и норовила соприкоснуться с передним дощатым бортом кузова. Поэтому стоявшим в кузове надо было сохранять равновесие, опёршись телом об этот передний борт и положив руки на кабину. Неудобно, не очень-то крепко ладонь цепляется за гладкий верх кабины. Руки так и тянутся ухватиться за борт. Но этак элементарно отдавит пальцы, раздробит костяшки между бортом и кабиной. И первые километры Галина Георгиевна только и делала, что кричала: "Руки!" - и отдёргивала непослушные руки "режиссёра" от борта и укладывала ладонями на кабину. "Режиссёр" терял равновесие и валился на Федулову, она поддерживала его. Наверное, довольно комично они смотрелись: она - худая, высокая (почти 170 см роста плюс альпинистские ботинки-трикони на толстенной подошве да ещё с длинными шипами) и он - приземистый, коренастый, в какой-то легкомысленной обуви. Он смотрел на неё снизу вверх, и видно было, что намеревался что-то спросить или сказать. Но никак не успевал, потому что звучал окрик: "Руки!". Опять и опять он забывал про руки и рисковал травмировать их.
Машина ехала по ущелью, вдоль реки Адыл-Су (на Кавказе многие ущелья называются так же, как и реки, несущие по ним свои резвые воды). На одном из поворотов речушка подступала почти к самой дороге. И именно это место облюбовала для того, чтобы лечь и позагорать, некая Мария - дородная полная девица с бело-розовыми телесами, подруга одного из консультантов фильма, которую оформили в киногруппу дублёршей.
Как раз на этом повороте Высоцкий наконец сумел заговорить с Галиной:
- А правда, вы - мастер спорта? Вы - такая миниатюрная и уже мастер спорта.
- Уже! - хмыкнула Галина. - Да у меня двое детей.
- И дети есть?! - удивился "режиссёр".
- Руки! - снова прикрикнула альпинистка.
Потом Высоцкий спрашивал, какие вершины видны вокруг, на каких из них бывала Галина, какой категории сложности они. А кругом были горы - знаменитые Бжедух, Джан-Туган, пик Свободная Испания... Красота!
Галина в свою очередь спросила про актрису, которую предстояло дублировать. Высоцкий заверил:
- Ой, она высокая. Вы подойдёте.
- Она тоже тощая?
- Нет, вы толще.
И это получился неуклюжий комплимент, ведь как могла тогда Галина Георгиевна быть толще кого-то - в ней после болезни осталось едва 60 кг.
По Баксанскому ущелью выехали на асфальтовую дорогу и вскоре подъехали к гостинице "Иткол". Высоцкий сказал, что найдёт
режиссёра. Галина удивилась:
- А вы разве не режиссёр?
- Нет, я актёр.
- А обещали за мной режиссёра прислать...
- Какая разница? Меня уполномочили.
Через 10-15 минут актёр вернулся. Режиссёров не нашёл. Извинился. Попытался обнадёжить:
- Не волнуйтесь. Вы подойдёте. Мы решим этот вопрос.
Потом издали показал ту актрису, которую надо было дублировать на горных съёмках, и отправил Галину на "полуторке" обратно в "Шхельду".
Господи,
это ж был он!
...Обстановка в горах осложнилась, пошли лавины, начались спасательные работы. Дел навалилось по горло. Не до кино. Да и киношники пока не снимали, их транспорт мобилизовали спасательные службы, в том числе и ту самую "полуторку". А тем временем молодая актриса присоединилась к группе новичков из какого-то лагеря и успешно осилила программу для начинающих альпинистов. Так и снималась в "Вертикали" сама.
Лишь спустя несколько месяцев Федулова узнала, что фильм, в котором чуть не снялась, будет называться "Вертикаль" и скоро выйдет на экраны. Когда увидела отрывки из фильма с замечательными песнями, то с удивлением узнала в неповторимом певце-исполнителе (правда, на экране он был уже с бородой) того самого "режиссёра", который приезжал за ней в "Шхельду". Надо же - общалась с живым Высоцким! Кто бы мог подумать...
А полностью фильм "Вертикаль" Галина Георгиевна посмотрела почти 30 лет спустя, в середине 90-х. Фильм ей не понравился. Но песни, которые написал и спел Владимир Высоцкий, неповторимы и бессмертны.
Р.S.: К сожалению, за давностью лет невозможно установить точную дату короткой встречи нашей землячки с Владимиром Семёновичем. Можно сказать только, что это произошло в середине или во второй половине августа 1966 года.
Олег АКУЛОВ