Финальный этап чемпионата по автослалому пройдёт 23 сентября на Косой Горе. Организатор чемпионата и инструктор-методист по лечебной физкультуре Павел Василенко рассказал о соревнованиях экстремалов.
Сбавь скорость!
Антонина Позднякова, «АиФ в Туле»: Павел, вы уже третий год устраиваете заезды. Начиналось всё с небольшого числа людей, а сейчас проводите целый чемпионат. Что дальше?
Павел Василенко: Вообще идея пришла в 2014 году. Её подкинул мне близкий друг из Пензы, где соревнования проводятся не первый год. Мы планировали начать это дело вместе, так как посчитали, что это будет что-то новое и интересное. Но по работе он вновь переехал в другой город, а меня эта идея не покинула. Я начал изучать теоретическую сторону вопроса. Так как в Тульской области автоспорт вообще развит плохо, мне показалось, что это может быть интересно не только мне.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/ee/932253/c/57ec31b4b03cbf7a1f6976bc275c4b5e.jpg)
В 2015 году мы собрали три небольшие команды разных клубов (по маркам автомобилей-участников. - Прим. ред.). В июне 2016-го вышли на официальный уровень - нашли поддержку, привезли музыку, о нас потихонечку начали узнавать, количество участников увеличивалось. Заезды в прошлом году мы делали раз в две недели. В этом году стало больше ответственности, это перестало быть чем-то местечковым, теперь заезды проходят реже, но организованы они более качественно. Чемпионат состоит из пяти этапов. Начался он в мае, а закончится в сентябре.
Участником может стать любой водитель. Конечно, нагнать лидеров ему вряд ли удастся, если он присоединится уже в третьем туре, но попробовать свои силы и получить эмоции точно удастся.
- В сознании многих людей автослалом тесно связан с гонками, скоростью и опасностью…
- Наши заезды проводятся не на городских дорогах, а максимальная скорость на наших трассах - 40 км/ч.
Автослалом - это скоростное маневрирование или фигурное вождение. Такой вид спорта был развит в 50-е годы XX века в СССР, но уже в 60-е начал затухать. Второе рождение автослалом получил уже после 2010 года, сейчас соревнования проходят в Пензе, Владимире, Подмосковье.
Кстати, многие спортсмены из других регионов сейчас пристально следят за нашим развитием. Удивляются лидеру нашего чемпионата Денису Рогову, который действительно показывает очень хорошие результаты в каждом заезде.
В первую очередь нам важна безопасность, потому что сделать себе имя из ничего сложно, а вот заработать плохую репутацию из-за одного несчастного случая очень легко.
Схема трассы тщательно продумывается. Сначала предложенный маршрут проходят пешком, затем делают пробный заезд на авто. Каждому участнику даются две попытки, в зачёт идёт лучший показатель. Победителей этапа определяют по трём категориям, зависящим от привода автомобиля. Соревнования по автослалому проходят только в сухую погоду, в дождь фигурное вождение становится небезопасным. В случае плохой погоды заезды переносятся на ближайшие выходные, о чём участникам сообщается заранее. Также перед заездом мы проверяем все автомобили на исправность.
- Какова площадь трассы, на которой проходят заезды?
- В нашем случае правильнее говорить не о километрах, а о времени. Трасса обычно от 40 до 60 секунд. Наша задача в первую очередь сделать её интересной, но при этом участник не должен сильно разогнаться, то есть на трассе присутствуют те элементы, для преодоления которых необходимо сбросить скорость.
Безопасная альтернатива
- По сути, вы предлагаете автомобилистам альтернативу уличным гонкам. А много молодых ребят участвует в заездах?
- Наши участники - это люди постарше, лет от 25. В большинстве они обдуманно подходят к соревнованиям, сознают, что нарушать закон, гоняя по улицам и подвергая свою и чужие жизни опасности, не так весело, как это кажется в 18.
Мы же стараемся дать ребятам шанс выплеснуть эмоции и испытать адреналин на безопасной площадке.
- Насколько мне известно, пока ещё у вас нет лицензии на проведение соревнований…
- Да, это так, поэтому мы проводим учебно-тренировочные заезды. Сейчас мы прилагаем все усилия, чтобы в будущем получить лицензию, которая позволит официально устраивать спортивные соревнования и поднять наш уровень.
Конечно, хотелось бы, чтобы в России создали федерацию по автослалому, как, например, на Украине.
- По профессии вы инструктор-методист по лечебной физкультуре, а приходилось применять врачебные навыки во время чемпионата?
- К счастью, нет, но медперсонал у нас присутствует всегда, да и сам я постоянно начеку. Надеюсь, ни я, ни мои коллеги не будут нужны как участникам, так и зрителям на площадке. Ведь это главный показатель того, что наше мероприятие безопасно.
Голову не забудь!
- В ближайшее время планируют увеличить срок обучения вождению. Это так необходимо?
- Сейчас на права категории «В» учат за три с половиной месяца. За это время сложно чему-то действительно научиться, кроме того, чтобы управлять рулём и жать на педали. Я считаю, что всё же человек за рулём должен знать внутренности машины - то, из чего она состоит, где находится движок, свечи зажигания, куда, в конце концов, заливать бензин.
Наши отцы разбирались в автомобилях серьёзно, могли сами карбюраторы перебирать, и никакие автомеханики не нужны были. Теперь «общение об автомобилях» - это разговор о марках и, максимум, об объёмах двигателей.
Сейчас налажен конвейер по выпуску на дорогу полуфабрикатов. Кажется, мы забыли, что дорога - это опасное место, куда надо выезжать с головой, а не по принципу «у меня есть права, я полетел».
Статистика всё это подтверждает. ДТП чаще случаются с молодыми водителями, которые слабо подготовлены. Это не вина инструкторов, дело в сроках, которые отводятся на обучение.
Вождение - это не только педали и руль, это правильное поведение на дороге, наблюдательность, стрессоустойчивость. Ребят не могут научить за три месяца грамотно и правильно реагировать, принимать решение в экстренных ситуациях.
- В Туле много улиц сделали односторонними, где-то установили новые светофоры, где-то изменили интервал между размещающим и запрещающим сигналом. Вам, как водителю, стало комфортнее ездить по городу?
- Дороги, и правда, стали лучше, и в отличие от многих автомобилистов, которые сложно привыкают к изменениям, отдаю отчёт, что раз изменения произошли, значит, они были нужны. Тем более что моё личное убеждение - односторонние улицы разгрузили центральные. Да, пробки есть, но всё же пути объезда увеличились. Приятно к тому же, что первое время водителей прощают и предупреждают об изыманиях.
Что же касается светофоров, то и это всё происходит не по желанию одного человека. Есть статистика и исследования, которые помогают оценить ситуацию на том или ином участке дороги и необходимость на нём светофора. Есть сложные участки, есть участки, где большое время ожидания, например, для пешеходов, но многое ещё зависит и от людей, причём как за рулём, так и переходящих. На той же Ложевой улице нередко можно наблюдать, как старушка с тележкой бежит вдали от пешеходного перехода, а поток машин там всегда оживлённый, и вот думается, что ей и впрямь жить надоело. Количество транспорта в городе увеличивается каждый год, и это надо учитывать.