Примерное время чтения: 8 минут
327

Таксисты везде одинаковы. Бывший военный о культуре водителей и пассажиров

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. "АиФ-Тула" 01/06/2022
Кирилл Романов / АиФ

Туляк Алексей Фокин занял третье место во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Лучший водитель такси в России – 2021». Сегодня он в гостях у нашей редакции.

Без стакана не обошлось

Олег Бондарь, «АиФ в Туле»: Алексей Валериевич, как вы стали участником конкурса на звание лучшего таксиста?

Алексей Фокин, водитель такси: Всероссийский общественный совет по развитию такси разместил на своих ресурсах информацию о проведении сперва региональных этапов конкурса, в том числе и в Тульской области. Сообщалось, что заявку на участие могут подать водители, у которых есть разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров легковым такси, работающие официально и имеющие трудовой стаж в этой сфере не менее трёх лет.

Обязательным было также наличие соответствующей медицинской карты, удостоверения, и отсутствие нарушений Правил дорожного движения. По всем этим требованиям я подходил и решил во второй раз испытать судьбу. Я уже участвовал в этом конкурсе в 2018 году и также занял первое место в области, а вот на всероссийском этапе был тогда шестым или седьмым - точно не помню.

- Какие задания нужно было выполнить?

- Первый тур регионального этапа был теоретическим: проверялись знания Российского законодательства, Правил дорожного движения, основ первой медицинской помощи, устройства автомобиля, правил безопасности перевозок пассажиров и багажа. Отвечали также на вопросы по истории родного края: о его памятниках, достопримечательностях и важных датах.

Во втором туре нужно было на время преодолеть трассу с определёнными фигурами. Затем следовало упражнение на плавность хода. Задача проехать с установленным на крыше автомобиля гранённым стаканом, до краёв наполненным водой, и не расплескать её. На самом деле ничего сложного в этом нет, поэтому многие справились с этим заданием, в том числе и я.

В итоге меня объявили победителем областного этапа и направили для участия в федеральном. Он проходил в мае в Грозном, куда побороться за звание лучшего таксиста России прибыли водители из 24 регионов.

Задачи в принципе были идентичными, но с некоторыми изменениями в сторону усложнения практических заданий и увеличения количества упражнений. Был и третий тур - творческий конкурс. Надо было ярко рассказать о своём регионе. При этом оценивались глубина знаний, умение преподнести их, культура и грамотность речи, а также дикция.

Находясь на маршруте, мы уверены, что не одни. За нами диспетчер и полицейский экипаж.

Освободите салон

- Как оцениваете культурный уровень таксистов в регионе на фоне встречающихся жалоб на их хамство, резкое вождение, неопрятные салоны и так далее?

- Может быть такие случаи и есть, но мне о них ничего не известно. По крайней мере, в нашем парке о подобном точно не слышал. У нас с этим строго: все машины ухоженные и отремонтированные. За этим следит специальная служба, отвечающая за техническое состояние и контроль выпуска машин на линию.

Ну а водители все сами по себе нормальные культурные люди. К тому же у нас регулярно проводят инструктажи, на которых напоминают о правилах поведения, о том, как себя держать и общаться, если возникла конфликтная ситуация. Серьёзное внимание уделяется физическому здоровью: до и после смены водители проходят обязательный медицинский осмотр. А что касается алкоголя, то употребить его и при этом работать даже гипотетически у нас просто невозможно.

Вообще профессия таксиста требует от водителя комплексной подготовки - одного умения водить автомобиль мало. Помимо всего прочего, при поступлении на работу проверяется знание города: где какие улицы расположены, куда они упираются, где улица, а где проспект или переулок. Но даже если водитель не совсем уверен в своих знаниях, всегда есть возможность подучиться.

- А неадекватные пассажиры попадаются?

- Мне лично нет. Некоторые таксисты не любят, когда к ним пристают с различными разговорами и вопросами. Я отношусь к такому проявлению нормально - ну хочется человеку поговорить, пусть поговорит. Не вижу в этом ничего предосудительного, мне это не мешает выполнять свою работу.

А бывает, подъезжаешь на заказ, а клиент не то чтобы пьяный, а вообще «никакой», да ещё и в грязной одежде. Вообще у нас есть право не брать пассажира или какие-нибудь вещи, если они могут испачкать салон. К тому же существует вероятность, что сильно нетрезвый клиент может помешать водителю и спровоцировать аварийную ситуацию. В таких случаях делаем звонок диспетчеру и объясняем ситуацию.

А ещё, к примеру, человек делает заказ, садится в машину и отказывается платить, говорит, что денег нет и что отдаст их потом. Но при покупке, скажем, в магазине колбасы мы же не говорим, что расплатимся за товар «потом». Так и в такси. Поэтому таких мы вежливо просим освободить салон и ставим в известность диспетчера, что поездка эта не будет выполнена. При этом всегда следует помнить, что главное качество необходимое таксисту - выдержка. Нужно уметь сохранять эмоциональное равновесие и спокойствие при любых обстоятельствах.

- Как обстоят дела с обеспечением безопасности таксистов? 

- Несколько лет назад у нас было нападение на водителя такси. Подробностей не знаю, но машину угнали. Известно, что автомобиль правоохранители потом нашли и вернули владельцу. А чтобы подобные происшествия предотвратить, предусмотрены определённые меры.

Прежде всего существует диспетчерская связь, автомобили также оснащены системой ГЛОНАСС, отключить которую невозможно. Кроме того, существуют некие кодовые сигналы для диспетчера. Он сразу же поймёт, что они означают и передаст информацию в полицию. После чего к месту происшествия подъедет ближайший экипаж ДПС, ППС или Росгвардии. Так что, находясь на маршруте, мы уверены, что не одни.

Мы одной крови

- Кто сегодня в основном пользуется службой такси?

- Как говорил Воланд в романе «Мастер и Маргарита», люди всё те же, ничего не меняется. Всем куда-то надо ехать, у всех есть какие-то проблемы, и людям надо помогать, чем мы и занимаемся. Основной поток заказов приходится на утро, когда жители торопятся на работу. Такая же плотность и вечером, когда они спешат попасть домой. Значительный процент таких заказов оформляется как корпоративный, то есть, когда машину нужно ежедневно подавать в одно и то же время по определённому адресу. Днём часто заказывают такси для поездок в магазины, на рынок или если нужно отвезти детей в какое-нибудь учебное заведение.

- Таксисты из нашей области отличаются чем-либо от коллег из других регионов?

- Они одинаковые везде. Между ними существует даже некое межрегиональное профессиональное братство. Так, при поездке по заказу в другую область всегда в случае необходимости можно обратиться к местному коллеге, и он поможет или подскажет, что нужно учесть при движении по незнакомой местности. То же самое и у нас. Даже дорогу могут уступить при проезде проблемного участка. Так есть и было всегда. И неважно в какой регион ты попадаешь. Самыми дальними поездками с пассажирами у меня были в Санкт-Петербург, Ростов, Ульяновск, Казань и Майкоп. И таксисты там точно такие.

- Женщина-таксист  - хорошо или плохо?

- Это их выбор. К тому же у нас равноправие, что не раз доказывали представительницы слабого пола при работе в такси. Они отлично справляются со своими обязанностями. Вообще не вижу проблемы в теме «женщина-водитель». Они ездят не хуже и не лучше мужчин.

- Почему решили стать таксистом?

- Потому что это хорошая профессия. Врач лечит, учитель учит, а мы помогаем людям с комфортом передвигаться и вовремя доставляем их к месту назначения.

- Правда, что вы обладаете уникальной коллекцией миниатюрных моделей автомобилей?

- Да, я собираю модели автомобилей в масштабе 1:43. Это увлечение появилось, когда был ещё подростком. В советское время такие машины точь-в-точь как настоящие, только маленькие, да ещё и с открывающимися капотами, багажниками и дверцами были чем-то фантастическим, поэтому интересовали многих моих сверстников. У меня этот интерес превратился в хобби, которое сохранилось и в зрелом возрасте. И по сей день мне такие модели и дарят, и привозят, и сам я их покупаю. Сейчас в моей коллекции порядка 1200 образцов моделей автомобилей разных годов выпуска и привезённых из разных стран.

Досье
Алексей Фокин. Родился 3 августа 1971 года в Туле. В качестве кадрового военного проходил службу в Вооружённых силах России. Офицер запаса, майор. С 2012 года работает таксистом. У него есть взрослый сын.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах