В минувшую пятницу силами участников новомосковской патриотической организации Д.О.Н. со дна Шатского водохранилища был поднят советский грузовик времен Великой Отечественной войны.
Те, кто принял неравный бой
В конце ноября-начале декабря 1941 года линия фронта в районе Сталиногорска была настолько изломана, что порой наступавшие в ходе начинавшейся Битвы под Москвой советские части и отдельные подразделения оказывались то по одну сторону его линии, то по другую, порой не зная, куда двигаться, чтобы выйти к своим.
Так случилось и с экипажем малого военного грузовика. Решив продвигаться в сторону фенольного завода, полагая, что там могли закрепиться бойцы Красной армии, водитель и младший офицер оказались под шквальным огнем противника, окапавшегося на правом берегу обширного Шатского водохранилища в населённых пунктах Васильевка и Богдановка, в 350 метрах. Тёмный грузовик на белоснежном просторе явился отличной мишенью для врага. Силы изначально были не равны, однако советские бойцы бой всё же приняли, открыв ответный огонь из автомата и пулемета. Погибли оба.
По воспоминаниям местных жителей, через некоторое время немцы разрешили их похоронить, и покоятся они в братской могиле неподалёку, на кладбище деревни Знаменка. Имена героев неизвестны. Местные говорили, что документы при них были, однако позже затерялись где-то в архиве сельсовета. Установить имена героев пока не представляется возможным.
Это основная и наиболее вероятная версия произошедшего, которую изложил «АиФ в Туле» командир поискового отряда Д.О.Н. – «Достоинство. Отвага. Надёжность» Михаил Владимиров. Как водится, с годами версия обросла дополнительными «подробностями». Говорили, что «полуторка» в специальных флягах якобы перевозила спирт, поэтому, пока машина не ушла на дно весной 42-го, груз растащили. Правда это или нет, теперь, наверное, не определить уже никогда.
Что скрывают воды Шата
Сразу после возвращения с фронта офицер-ракетчик Юрий Никишин, опираясь на свидетельства очевидцев, а также архивные сведения, активно начал вести исследовательскую работу.
С целью установить, сколько ещё военной техники оказалось на дне в результате боев в акватории крупнейшего в Тульской области водохранилища. Ссылаясь на воспоминания генерала Белова, он утверждал, что воды Шата скрывают, по меньшей мере, три советских танка, самолёт и ракетную установку, легендарную «Катюшу». Что касается «Катюши», то ее местоположение Никишиным было установлено довольно точно, и в 1988 году экспедиция «Комсомольской правды» при содействии местных хозяйств, предоставивших тяжёлую технику, поздней осенью была поднята.
Многим известно, что ныне боевая машина БМ-13-16 стоит на постаменте в самом центре города, у городского музея и является главной воинской реликвией Новомосковска. Дважды она участвовала в параде Великой Победы, пройдя своим ходом через весь город до воинского мемориала в Урванском лесу.
Юрий Никишин поисковую работу продолжил. Согласно его карте-схеме, на дне остается, кроме советских танков, легкий немецкий танк. И о грузовичке-«полуторке» ему, конечно, тоже было известно. Автору этой публикации в свое время старожилы деревни Иван-Озеро рассказали, что, будучи еще девчонками, из подвала наблюдали за воздушным боем. По их словам, подбитый советский самолет упал в водохранилище, в наиболее широкой его части. Это подтверждается и другими свидетельствами.
В свое время темой заинтересовались в Российском Географическом обществе. На берегах водохранилища работали специалисты, как со льда, так и по открытой воде, используя при этом самую современную аппаратуру. Однако ничего существенного обнаружить им не удалось, и тема на какое-то время была закрыта. Но не для Алексея Юлина, местного жителя, также входящего в отряд Д.О.Н. Именно он отвечает в отряде за подводный поиск.
На голом энтузиазме
Алексей живет в поселке Ольховец, что неподалеку от залива водохранилища в собственном доме и воспитывает пятерых детей. Что не мешает ему беззаветно, при поддержке, кстати, как и детей, так и супруги Марины продолжать поиск. Работает на Тульском машиностроительном заводе, руководство которого тоже не осталось в стороне от его патриотических устремлений. Со временем Алексей обзавелся соответствующей аппаратурой, в том числе прибором-сканером. А перед этим энтузиасты за свои средства приобрели эхолоты, магнитометры, акваланги. Что в конечном итоге и позволило ему в мае этого года обнаружить некий объект на глубине 8 метров. Незамедлительно начались подготовительные работы.
При практически нулевой видимости выяснить, что же за объект покоится на дне, выяснить удалось далеко не сразу. Уже после того, как то, что осталось от грузовичка, под «Прощание славянки» и воинский салют доставили на берег, Алексей рассказал следующее:
- Находясь рядом с объектом, я даже не мог разглядеть собственной руки. Ощупал его, наверное, раз сто, прежде чем убедился, что да – это грузовик. Когда с товарищем Александром Косенко на глубине стали устанавливать крепления, от машины начали отваливаться некоторые детали. В том числе рулевое колесо. Оно и не удивительно, ведь почти 80 лет на дне простояла. Хорошо ещё, что в не заиленном месте. Получилось так, что деревянные части, то есть борта, а также и резина на задних колесах сохранились гораздо лучше, нежели металл…
Для подъема машины инженер-технолог завода Новомосковскгаздеталь» Игорь Терновский сконструировал, подсмотрев в Интернете у новгородских поисковиков изобретенную ими основу, собрал мощный понтон, который и установили над объектом в пятницу в 11.30. И после долгих усилий оторвали от дна. После чего в течение полутора часов тащили машину более километра, к наиболее удобному месту, непрерывно ведя по рации связь с командой, остававшейся на берегу, и отслеживая всю операцию с помощью квадрокоптера. Когда взорам собравшихся, в том числе местных жителей машина времен Великой Отечественной, пусть и почти в разрушенном состоянии, восторгам не было конца.
Кстати, вопреки предположению, что поднятая машина является «полуторкой», автомобиль оказался другой марки, которую еще предстоит уточнять специалистам. Но главное – Алексей Юлин убежден, что в любом случае он и его товарищи приложат максимум усилий, для того, чтобы машине был придан первоначальный вид. И может быть даже ей, как и легендарной «Катюше», удастся поучаствовать в параде Победы. И как знать, возможно, дальнейшие поиски на дне Шатского водохранилища, которые, безусловно, будут продолжены, еще раскроют немало тайн.
P.S.
Накануне публикации материала об автомобиле, поднятом со дна Шатского водохранилища участниками отряда «Д.О.Н.» известный эксперт в области военной техники времен Второй Мировой войны, сотрудник Центрального музея Великой Отечественной войны Юрий Пашолок получил фотографии от руководителя операции Алексея Юлина. Изучив по фото поднятыйобъект, он однозначно заявил следующее. Покоившийся с зимы 1941 года на дне водоема автомобиль является военным, стоявшим на вооружении РККА. Выпуск 1932-1933 года, так называемая «полуторка». Так что первоначальное предположение Алексея Юлина полностью подтвердилось. Эксперт отметил также, что характер повреждения передних колёс машины может свидетельствовать о том, что она была подорвана.