Примерное время чтения: 7 минут
331

«Поиграй в планшет». Краевед о том, почему пропадает общение в семье

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. "АиФ в Туле" 15/03/2017

Александр Олейник много лет ведёт городские кружки «Интеллектуальные игры» и «Историческое краеведение» и хорошо знаю: обычно дети интересуются всем. И в этом они не меняются никогда.

Родительская доставка

Антонина Позднякова, «АиФ в Туле»: Многие родители задаются вопросом: ну как оторвать чадо от экрана или монитора?

Александр Олейник Фото: АиФ-Тула

Александр Олейник: Каких-то 30 лет назад молодёжь хотела знать всё и получать информацию всеми доступными средствами - библиотека, газеты, встречи с интересными людьми, но тогда были времена большого дефицита. Сейчас дефицита нет, зато есть большой не-интерес, вызванный информационным «перееданием».

Накачивание ненужной информацией с экранов телевизоров, из Интернета сначала сушит мозг, потом развивает апатию к жизни. Это проблема.

Досье
Александр Олейник. Родился 15 декабря 1953 года в Уральске. Окончил Тюменское высшее военно-инженерное командное училище. Кандидат в мастера спорта по шахматам, имеет первый разряд по шашкам. Подполковник запаса. Педагог Дома детского творчества. Руководитель шахматного клуба «Всадник» с 1990 года.

Надо ответственно и вдумчиво заниматься своими детьми. Понять, какой дар, что заложено в ребёнке, и развивать его. А для начала водить в кружки, секции. Именно живая, не виртуальная жизнь и даст нужные эмоции, чувства, навыки, знания.

Как было в патриархальной России? Отдавали в подмастерья. Сейчас родители ограничиваются тем, что доставляют своё чадо до школы, сдают его, потом забирают и умывают руки. А основные занятия должны проходить в семье. Увы, но сегодняшняя семья как ячейка общества утратила свои качества. Одна надежда на дедушек и бабушек, которые ещё хранят семейные традиции, уклады. По-хорошему, папам и мамам хотя бы час в день надо уделять внимание развивающим занятиям с ребёнком.

Сейчас родители ограничиваются тем, что доставляют своё чадо до школы, сдают его, потом забирают и умывают руки.

 - Но, как и везде, в этом деле бывают перегибы. Например, хотела мама рисовать всю жизнь, но не вышло, а теперь ребёнка водит в художественную школу. А тот скучает, мечтая о баскетболе или танцах…

 - Это говорит о недостатке педагогического уровня родителей. Если уж они хотят, чтобы ребёнок занимался чем-то, кажущимся им важным, надо его заинтересовать. Чтобы он сам этого захотел.

Ребёнок изначально интересуется всем - он хочет танцевать, петь, рисовать, бегать. Маленького ребёнка выпустите на улицу, так он обязательно залезет в лужу. Он ещё не понимает, но уже инстинктивно идёт изучать всё на деле. Или вот пример. К ребятам приходит ниндзя и показывает трюки. Да половина ринется к нему на тренировки. Нужна практика, а не планшетные бои.

И, конечно, надо приучать детей к быту, привлекать к решению проблем. Это даёт навыки реальной жизни.

 - Насколько мне известно, как раз быту их обучают в школе на уроках труда…

 - Уроки труда всегда востребованы, но занятия не всегда обеспечиваются материалами для полноценного учебного процесса. Девочки не умеют шить, вязать, вышивать. От мам они этих знаний уже не получают. Так что снова мы возвращаемся к дому: именно там - хоть мальчика, хоть девочку - надо приучать мыть посуду, убираться, штопать, чтобы в армии мальчишки не говорили, что иголку с ниткой впервые в жизни видят.

Вот такой городничий!

 - В последние годы издаётся масса исторической военной литературы. Когда, по-вашему, можно будет поставить точку в изучении, например, Великой Отечественной войны?

 - Точку ставить рано. Многое ещё не прочитано, многое засекречено. Опыт показывает: чтобы дать стоящую историческую информацию, необходимо глубоко изучать тему.

Сейчас специалисты занимаются очень хорошей работой - оцифровывают документы: книги безвозвратных потерь, журналы боевых действий, паспорта захоронений и другие. Всё это очень важно.

Фото: Музей "Дом традиций"

 - А откуда у вас любовь к истории?

 - Из семьи. Интерес к краеведению и родной истории мне привил мой отец Пётр Семёнович Олейник. Он вёл много записей, многим интересовался, исследовал родные места. Его интерес перешёл и ко мне. Отец много рассказывал о своей работе, о производстве, о достопримечательностях края. Военным не смог стать, комиссовали из училища. При этом мои родители были обычными агрономами, но их отличала широта взглядов, поэтому и мне было всегда интересно узнавать что-то новое.

Не представляете, насколько ценно для меня, что удалось пообщаться с людьми, родившимися в последней четверти XIX века, которые прошли Первую мировую и Гражданскую войны, а их дети воевали во время Великой Отечественной. Общение со свидетелями тех событий ценно само по себе. Способствует правильному пониманию событий, отражённых в исторических документах. Да и сколько историй узнаешь - для кино не придумаешь такое.

 Для кино не придумаешь

 - Вы ведёте секцию краеведения. Многие интересуются историей края?

 - В моей секции 15 детей. Им интересно заниматься. И я вижу, что в обществе в целом интерес к истории страны, родного края, к людям растёт.

Ну разве не интересна такая, скажем, история. В Белёве был городничий, по происхождению дворянин. Прислали его к нам из Питера, прошёл войны, послужной список огромный. Он навёл тут такой порядок, что город занял первое место в России по порядку. Император тогда городничего нашего наградил золотыми часами.

Эх, эту историю развернуть можно, рассказать всем, а публиковать приходится лишь в научных и узкоспециализированных изданиях. Обидно.

Фото: Музей "Дом традиций"

Восстановить святыню

 - К Белёву начали проявлять внимание высокопоставленные региональные чиновники. Что от этого изменилось?

 - Мы наслаждаемся отремонтированными дорогами, надеемся, не «поплывут» со снегом. И, конечно, надо строить гостиницы. Одну, для паломников, начали возводить при монастыре, но нужны и другие. У Белёва хороший туристический потенциал.

 Постепенно восстанавливаются храмы и монастыри, но процесс затягивается из-за отсутствия денег и носит несистемный характер. Кроме двух монастырей и действующих церквей, остались архитектурные памятники - дома с богатой историей. Есть у нас Жабынь - это святое место не только для Белёва, но и для всего региона. Однако привести его в надлежащий вид никак не удаётся. Всё упирается в деньги. Нам остаётся лишь надеяться на то, что найдутся люди, которым важно восстановить святыню.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах