За последние несколько лет областная столица, а вслед за ней и многие райцентры из советских, промышленных городов превратились в современные, модные, туристические площадки, где с радостью отдыхают сами горожане и гости региона. О том, что стоит за этими преображениями и можно ли достичь идеала говорим с руководителем «Станок.Проекты» Даниилом Бессоновым.
- «Станок.Проекты» – это направление нашей работы, связанное с урбанистикой и городской средой. Раньше все это называлось «Городскими Реновациями». Тогда мы договорились работать как региональное отделение этой федеральной организации. Но наши методы не очень совпадали. Мы, как команда, интересуемся конкретными проектами, в которых можно поучаствовать или создать здесь и сейчас. «Городские реновации» больше про гранты, форумы, образование, помощь в реализации государственных программ вроде конкурса малых городов и исторических поселений. Это оказался не наш формат. Но суть и цели прежние – посильное участие в развитии городской среды, - вводит в курс преобразований Даниил.
Заработать репутацию
- Вы – молодая, активная команда. Как долго пришлось доказывать городской власти, что вы знаете своё дело и реально хотите и можете помочь?
- Диалог пришлось выстраивать целый год, прежде чем нас начали как-то воспринимать. К кому-то мы приходили на встречи. С кем-то мне удалось познакомиться, благодаря основной работе в медиа-сфере.
Вообще, работа журналиста очень помогает налаживать контакты. Но одно дело писать и снимать видео, другое – заниматься общественной деятельностью. Здесь самым сложным было начать. Первые проекты благоустройства мы делали совместно с частной компанией, у которой есть опыт. Дальше было легче.
- Одна из ваши инициатив – дизайнерское оформление транспортной карты «Тройка». Знаю, что лично для тебя этот проект был очень важен. Почему?
- Это важно по нескольким причинам. Во-первых, за дизайн голосовали сами туляки – это показывает, что их решение важно. Второе – это возможность молодым дизайнерам показать себя, реализовать свой потенциал. У них появилась площадка, на которой можно творить и получить обратную связь. Третье – для меня проект стал показателем, что менять что-то по собственной инициативе вполне возможно.
- Кстати, о транспорте, как думаешь, проезд в ближайшее время подорожает?
- Слышал, что минтранс прорабатывает возможность повышения стоимости. Если это случится, в конечном итоге нас ждёт такая же ситуация, как и в Москве – разовая поездка в метро стоит 60 рублей, но все оплачивают «Тройкой» по 42. В Туле между оплатой по ней и наличными - 6 рублей. Если эта разница будет увеличиваться, то эта карта вполне может вытеснить остальные способы оплаты.
Стандарт – это не плохо
- Скоро снова лето, начнется озеленение, в том числе и на проспекте Ленина. Как тебе последний проект, представленный общественности?
- Проект озеленения проспекта Ленина учитывает главное – уже взрослые саженцы деревьев высотой в пять метров. Это очень хорошо. Сам проект довольно стандартный, но в этом нет ничего плохого. Дизайнерские изыски зачастую стоят необоснованно дорого. Единственное, что может смущать, преимущественно аллергиков – это липа.
- Ваша команда также участвует в благоустройстве дворов. Как вас можно привлечь?
- Что касается нашего участия в благоустройстве, мы не подрядчик и не орган власти, поэтому можем помочь только там, где уже принято решение и выделены средства. Например, в случае с двором на пересечении Кирова и Епифанской, мы разрабатывали концепцию и предпроектное предложение. Поучаствовать в создании этого пространства нам предложила местная власть. Сразу отмечу, что денег за это мы не берем.
- Который год в Туле проходит голосование за объекты благоустройства – скверы, общественные пространства, дворы. Насколько результаты объективны, по твоему мнению?
- Голосования – это хорошо. Но нужно учитывать, что в таком формате распределения средств, выигрывают те объекты, в которых заинтересованы наиболее активные граждане, голосующие сами и привлекающие знакомых к голосованию. Объективными они станут тогда, когда в них начнут участвовать все жители города. Но это уже больше философский вопрос – кто здесь кому должен: должны ли власти привести каждого за ручку или жителям нужно самим проявлять инициативу.
Идеал возможен с нуля
- Где в областном центре наилучшие идеи по благоустройству и организации пространства?
- Платоновский парк. Здесь очень уютно, и самое высокое качество выполнения работ, что я видел в городе. Стыки плитки в Платоновском – отдельное искусство.
Казанская набережная. Самое важное здесь – это множество активностей, собранных в одном месте. Здесь не всё идеально, но сказывается высокая проходимость.
13-ая провинция (двор на ул. Металлистов). Камерное и очень уютное место, особенно в вечернее время.
Территория «Октавы». У этого места огромный потенциал, если разнообразить его уличными активностями.
Придомовая территория ЖК «Современник». Это пример хорошего благоустройства территории. Не знаю, насколько там уютно, но на фоне большинства дворов девятиэтажек, более чем.
- Каким должен быть идеальный город?
- Идеальный город можно создать только с нуля. Это место, в котором развлекательная и деловая инфраструктура разбросана по городу, чтобы люди не концентрировались в одном месте, вызывая толпы и пробки. Вслед за этим появится экономическая выгода развивать все маршруты, а не только магистральные, люди начнут работать не только в центре или предприятиях на окраине, но и в районах, в которых живут. Такое понятие как «спальный» район исчезнет, а потребность в качественном благоустройстве появится повсеместно, а не только в основных местах отдыха. Но через несколько поколений и он может перестать быть идеальным.
Меняются люди, рынок труда, потребности, экономика, транспорт, но города так быстро меняться не могут.
Конечно, в случае Тулы, как и практически любого города, это невозможно. Наш город в современном своём виде – наследие советской эпохи. Сейчас поменялась страна, экономика, рынок труда, люди, потребности, транспорт, но города так быстро меняться не могут.
Возьмите те же трамваи. Все урбанисты говорят, как они важны и хороши. Да, но это справедливо, когда они логично вписаны в общую маршрутную сеть города и обособлены от автотрафика. В Туле трамвай был сделан, чтобы со всего города собирать людей и везти их на предприятия. Тогда это было очень важно. Сейчас у транспорта немного другие задачи. Если вам нужно добраться, скажем, с Зеленстроя в центр на работу, вы вряд ли выберете трамвай, даже если вы его фанат. И так практически во всём. Но делать что-то нужно. В первую очередь это развитие общественного транспорта, благоустройство ключевых мест отдыха людей, ревитализация советской застройки.
- Есть ощущение, что сейчас городом готова заниматься молодёжь, а люди за 40 давно махнули рукой…
- Возраст – интересная тема для общественной жизни. Политическую реальность определяют как раз люди за 40. В основном, с помощью участия в выборах. А развивать город и говорить об этом вызывается как раз молодёжь. Но быть готовым и действительно заниматься – разные вещи.
Я в этом плане скорее признаю, что помимо органов власти, развитием города хочет заниматься бизнес.
Благодаря вложениям предпринимателей преобразовался тот же Платоновский парк и создан кластер «Октава». Архитектурное бюро сделало отличный проект «Красной площади» в Венёве и площади в Новомосковске. Да, они заработали на этом, но это участие в развитии, потому что сделали работу хорошо. Союз Архитекторов скоро будет реставрировать своё здание. Это тоже развитие города.
Молодёжь скорее создает информационное поле и социальный запрос на эти изменения, что тоже очень важно.
В результате к лучшему результату приводит взаимодействие спонсоров, представителей власти и горожан.