Папа, я жду тебя!
Андрей Павлович Осипов. |
В течение 65 лет она просыпалась со слезами на глазах, думая о нём. И всё ещё надеялась, что он вернётся. Отец моей бабушки, Галины Андреевны Зуевой, Андрей Павлович Осипов ушёл на фронт в 1941 году, когда она ещё не появилась на свет.
Бабушка рассказывает: «После войны мы получили извещение о том, что он погиб. Но мы не верили и ждали его. Лет через пять после нашей Победы в соседнюю деревню вернулся без вести пропавший мужчина. Какое счастье, подумала я, значит есть надежда, что мой папка вернётся и наконец-то обнимет меня. Каждое утро я просыпалась и бежала к окну проверить, не стоит ли он на крыльце.
Мы всё чаще и чаще узнавали о чудесных возвращениях пропавших без вести, считавшихся погибшими, потому я страстно верила: мой отец ищет нас. Он просто ещё не добрался до дома.
И до сих пор гдето в глубине души, несмотря ни на что, я верю: он придёт, такой старый, морщинистый, похожий на меня, но с горящими как огонь глазами (так говорила моя мама про него). Посмотрит и скажет: «Дочка, я вернулся!». Каждое 9 мая я жду его».
Перед праздником
…Как-то утром 8 мая в дверь бабушки постучалась незнакомая женщина и вручила Книгу Памяти погибших во время Великой Отечественной войны в Калужской области. В списке воинов оказался и её отец. Мы нашли в ней и место его захоронения.
В День Победы я, папа, бабушка и дедушка отправились искать село Павлово Калужской области. Дождь барабанил по крыше автомобиля, дорогу размывало, но мы ехали. В Калужской области оказалось несколько деревень с таким названием. И в каждой по нескольку обелисков памяти погибшим в Великой Отечественной войне. Мы обошли их все. Вчитывались в сотни фамилий, находили свою, но каждый раз инициалы не совпадали.
Несмотря на любовь к бабушке и колоссальное уважение к её желанию найти отца, я готова была сдаться. Я устала и мне казалось: мы никогда его не найдём.
Папа расспрашивал местных жителей, где находился Павловский плацдарм. Это место, где в бою погиб мой прадед. Один из них показал дорогу к очередному обелиску, и мы вновь отправились на поиски. Пробирались через лес, дорогу в котором сильно размыло, потом через поле, изуродованное воронками от давно разорвавшихся снарядов, и наконец добрались до памятника.
И смерть не властна
Несколько фамилий на обелиске. За каждой % недолюбленные и недолюбившие близкие солдат. |
«Увидела эти шесть безымянных могилок и поняла, что он точно здесь, - говорит бабушка. - Рядом с ними стоял памятник Тульскому рабочему полку, за которым на тот момент давно не ухаживали. Сердце чуть не разорвалось. Я почувствовала его присутствие и едва не потеряла сознание. Дед вовремя успел подхватить меня. Сразу вспомнилось, как мать рассказывала мне про него. Она всегда называла его героем, потому что он ушёл на войну, несмотря на бронь, освобождавшую его от службы, так как у него было четверо детей и он ждал пятого. В своём единственном письме он спрашивал у матери, кто у него родился. Я думаю, что ответ до него дошёл и он узнал про меня. Ведь не зря меня тянуло сюда.
Тяжело пришлось моему отцу. Пройдя такой далекий путь, от Алтайских гор почти до самой Москвы, он погиб. Не зря мне плохо жилось на родине и тянуло сюда. К моему отцу. Я много где пожила за свою жизнь, но прижиться удалось только в Туле, неподалеку от него. Вот ты, внученька, не веришь в судьбу, а она здесь, она рядом».
Слезы текли из бабушкиных глаз, но теперь это были не слезы скорби и надежды, а слезы радости от долгожданной встречи.
…Судьба разлучает людей, давая пройти им тяжёлые жизненные преграды, которые помогают осознать всю тяжесть потери. И сводит лишь тех, кто не может не встретиться. Из пятерых детей только моя бабушка забралась так далеко от дома, но так близко к своему отцу. Их тянуло друг к другу, и это притяжение даже расстояние и смерть не смогли разорвать.
Жизнь и судьба решают всё, но эти решения зависят только от нас самих.