Свой личный 70-летний юбилей и полувековой стаж трудовой деятельности в этом году отмечает тульский педагог Светлана Ивановна Шварц. Работала она все эти годы и учителем начальных классов, и директором Дома пионеров, и заведующей кабинетом воспитательной работы в советском институте усовершенствования учителей. И сейчас частенько читает лекции в педвузе. Её слушают с большим интересом, поскольку у Светланы Ивановны уникальный опыт - полвека работы воспитателем в детских летних лагерях.
Либо спать, либо читать
- Когда вы впервые оказались в летнем детском лагере?
- Ещё студенткой, на практике. Такие поездки тогда входили в обязательный образовательный минимум. Это был лагерь на Оке, детские отряды в нём очень большие - по 46 человек. Нас, педагогов, было всего двое, по 23 человека на каждого. Возраст наших воспитанников - от 7 до 14 лет.
- Как складывался тогдашний быт в лагере?
- Достаточно упорядоченно. Подъём в семь утра, отбой - в девять-десять вечера. Обязательная форма - не всегда, конечно, а на линейках и построениях. И очень много было мероприятий - культурных, спортивных…
- Родители тогда с охотой отправляли детей в лагерь?
- С большой охотой. Все три лагерные смены были заполнены, дети ездили с удовольствием.
И родители за своих чад не боялись: кормили в лагерях хорошо, качественными продуктами. И дурных компаний тоже не было.
- Идеальное общество?
- Вы знаете, тогда, во-первых, не было расслоения по материальному достатку. Во-вторых, проводилось множество мероприятий, направленных на сплочение: турниры по шахматам и шашкам, футбол и теннис, туристическое обучение, пионерская песня.
- Но ведь и сейчас в летних лагерях всё это есть…
- Есть. Но тогда перед ребёнком не было такого выбора, как сейчас: живое общение или Интернет. Спортивные занятия или планшет. А технологии эти меняют человека очень сильно. Ребёнок приучается считывать информацию не с помощью текста, а картинками. Это клиповое мышление.
Несколько лет назад я столкнулась с поразившим меня явлением. Вот есть тихий час. Раньше в это время многие дети читали, потому что спать не хотелось. Но читать запрещали, и это считалось наказанием. Современным же детям я предлагала такую альтернативу: либо читать, либо спать. Так потом дети жаловались на меня родителям и говорили, что я издеваюсь над ними. Чтение - это наказание для современных детей. Это для меня было ново.
Также повальная проблема для современных детей - неумение общаться. У многих такое есть. Это происходит не только из-за того, что есть техническая возможность сбежать от реальности в виртуальный мир. Это ещё и оттого, что родители детям уделяют всё меньше внимания. Они тотально заняты.
Ключ к воспитанию
- Раньше, получается, работали меньше?
- Работали не меньше. Но раньше не было такой душевной лености у людей, как сегодня. Главное слово современности - это прагматизм. Рационализм и расчёт. И - индивидуализм. Так живут взрослые, то же самое прививается и детям. Каждый сам за себя и только для себя. И родители зачастую просто откупаются от своих детей. То есть материальное обеспечение они считают достаточным для развития. И не понимают, что часто такой подход - это деньги на ветер. Даже с рациональной точки зрения такая воспитательная стратегия неверна.
- Почему?
- Ребёнку для полноценного развития необходимо чувствовать себя нужным и любимым. Его нужно хвалить, уделять ему внимание, сочувствовать. У него должно быть чувство ожидания завтрашней радости, это один из ключевых воспитательных моментов.
Вот распространённая ошибка: если ребёнок сделал что-то хорошо - это якобы нормально, это не надо отмечать. А сделал плохое - высказать. А отмечать надо и то, и другое. Уметь не только критиковать, но и хвалить. Ну и всё в нужных пределах, разумеется. Как говорится, если ребёнка перекормить, он начнет срыгивать. Одно и то же может быть как ядом, так и лекарством. Спрашивается, почему врачи так долго учатся, если на вкладыше к лекарству и так всё написано? А потому, что только опытный врач сможет определить, как именно помочь данному конкретному пациенту. То же самое и в воспитательном процессе. Индивидуальный подход. Кому-то нужно несколько таблеток, а кому-то - ведро.
- Индивидуальный подход, чтобы побороть индивидуализм?
- Именно. Коллектив и среда воспитывают. Сразу после семьи, конечно. Макаренко же перевоспитывал малолетних «бандитов» именно таким образом.
Неподходящие технологии
- Давайте про «бандитов» поговорим. В 50 - 60-е годы в детских лагерях случались конфликты в детской среде?
- Конечно. Взрослеющая личность должна же себя как-то утверждать. И если не интеллектом, то силой. Так устроен человек. Ну тут же опять важна мотивация. Утверждаться в плохом ребёнок может часто по той причине, что ему просто уделяли мало внимания. В частности, его же родители. Обязательно нужно создать ситуацию успеха, чтобы было за что его похвалить. Тогда может что-то измениться в его сознании.
- То есть он будет делать чёрт-те что, а его за это хвалить?
- Ну нет, конечно же, должна быть продуманная система мер поощрений и наказаний. У меня, например, была всегда своя методика. Читать морали и лекции я не люблю. А если кто, например, подрался или совершил другой проступок - будь добр, выучи какой-нибудь стих. Или песню.
- Это страшнее, чем читать, получается? И что учили?
- Ну разное. Шаинского песни, например. Но это на маленьких детей действует, в возрасте до десяти лет. Самый благодатный материал, когда ещё что-то можно сделать…
На более взрослых стихи уже не подействуют. Но есть и другое. Например, такая грустная для ребёнка вещь, как объяснительная записка. Это же достаточно неприятно и сложно - изложить на бумаге, почему сделал то-то и то-то.
- Всё-таки главное отличие советских детей от сегодняшних - в чём оно?
- Отличие главное во взрослых, а дети - это их отражение, расчётливое и холодное. Как можно просчитать чувство долга, какими количественными показателями определять любовь и каков допустимый коэффициент верности? Эти категории рационализации не подлежат…
- И когда сердечность пошла на спад?
- Кто виноват - примерно знаем. Что же делать?
- Меняться самим, воспитывать детей. Есть же разные воспитательные методики. У нас, кстати, в 90-е годы из закона об образовании убрали слово «воспитание». Оно вернулось туда, если не ошибаюсь, в 2006 году. Так вот, методики и технологии должны применяться как дома, так и в школе. Например, домашний праздник. Дайте ребёнку возможность разрезать торт - и самостоятельности научите, и увидите, кому он положит первый кусок. Себе, сестре или брату? И уже в зависимости от результата работайте дальше. Захотел взять домой котенка - отлично. Прекрасный способ объяснить ему, что такое ответственность. А то часто родители косвенно поощряют противоположное. «А я же тебе говорила, не нужен он тебе», - скажут через две недели, когда котёнок надоел. Нет, если взял - то всё, за него в ответе. Да масса есть методик и способов. Плюс индивидуальный подход очень важен, как я уже сказала. Но тут беда ещё вот какая - не всегда до этого руки доходят. Одна из главных проблем современности в большой загруженности. Не хватает времени.
- Вы общаетесь сегодня с молодыми педагогами, воспитателями? Какие они?
- Прекрасные, милые, хваткие. У них есть главное преимущество - молодость. Дети с большим доверием относятся к молодым педагогам, потому что нет большой разницы в возрасте. А доверие - это одна из самых главных составляющих успешного воспитательного процесса.