1556

«Политические» мученики. Высланных монахинь реабилитировали спустя 85 лет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. "АиФ в Туле" 23/11/2016
Первая половина XX века стала для русского духовенства тяжёлым временем
Первая половина XX века стала для русского духовенства тяжёлым временем © / www.globallookpress.com

Жернова репрессивной машины безжалостно перемалывали человеческие судьбы на протяжении почти 30 лет – с конца 1920-х годов вплоть до начала хрущевской «оттепели». Причем под статью попадали не только политические преступники и борцы с «властью советов», но и священнослужители.

В этом году прокуратура реабилитировала 42 монахини тульского Успенского монастыря - 85 лет назад женщины были осуждены за антисоветскую агитацию. В сложные годы досталось не только людям, но и самой обители. Удивительную историю Успенского монастыря и его служителей рассказывает TULA.AIF.RU.

Статья, которой боялись все

Успенский женский монастырь – один из старейших в Туле, упоминания о котором встречаются в исторических документах, датированных первой половиной XVII века. Точная дата постройки обители неизвестна, но специалисты утверждают, что впервые она была возведена по приказу царя Алексея Михайловича – примерно между 1645 и 1649 годами. Современный вид собор построили на месте старой церкви с 1898 по 1902 год.

В разные годы помещения монастыря неоднократно перестраивали и укрепляли, а после Октябрьской революции 1917 года пришедшие к власти большевики начали планомерно уничтожать все монастырские постройки. Знаменскую церковь, колокольню, стены, башни, жилые помещения и некрополь сравняли с землей, а Спасо-Преображенский храм приспособили «для хозяйственных нужд».

Успенский собор – главная жемчужина монастыря – оказался поразительно жизнеспособным. Коммунисты неоднократно пытались снести его, и даже решились на крайние меры, заложив в основании здания взрывчатку и приведя ее в действие. Но многовековая постройка выстояла и собор «оставили в покое» – сняли купола и переселили в церковные залы фонды Государственного архива.

Фото: Википедия Собор в начале XX века и в наши дни

Практически все священнослужители и монахини обители автоматически попали в «черные списки» – чекисты и сотрудники НКВД за пять минут «шили» дела по самой «ходовой» в те времена статье Уголовного Кодекса – 58 (контрреволюционная деятельность). Осужденных «по политическим мотивам» либо высылали «за 101-й километр» либо расстреливали.

«Репрессии, в отношении кого бы они ни предпринимались, – безусловное зло, – говорит руководитель духовно-просветительского центра Тульской епархии «Фавор» Марина Михалёва. – За словом «репрессия» тянется страшный, часто кровавый след. С горечью и сердечной болью читаешь материалы, посвящённые священнослужителям и мирянам, которые приняли мученическую кончину, были оклеветаны и поруганы. Их топили с камнями на теле, обливали ледяной водой, избивали и терзали так, что сама смерть становилась, наверное, желанным избавлением от мук. Не пожелав предать православную веру, отдать на поругание её святыни, они предпочли быть с Богом до смерти, по слову апостола Павла: «Живём ли, живём для Бога. Умираем – умираем для Бога». Репрессированные, находясь в условиях несправедливости и беззакония, своими страданиями и мученической кончиной засвидетельствовали, что есть та высшая справедливость и тот Божий закон, при следовании которым творимое зло теряет свою силу и свою власть над человеческой душой». 

Чёрным днём в истории Успенского монастыря стало 9 августа 1931 года: 42 монахини были осуждены по ст. 58-10 УК РСФСР «за систематическую агитацию, направленную против проводимых мероприятий партии и Советской власти». Согласно приговору, им запрещалось проживать в в Московской, Ленинградской и Западной областях, на Украине, в Закавказье, Узбекской, Таджикской, Армянской республиках, а также в Красноводске, Чите, всех центральных округах, областях, краях, автономных республиках и погранокругах. Никакой альтернативы осужденным не предложили – доживать свой век монахини отправились в разные концы Советского Союза. В каждом мало-мальски крупном городе уже немолодым женщинам приходилось сталкиваться с непониманием, а порой и с открытой враждебностью со стороны местных чиновников – советские бюрократы не желали предоставлять монахиням жильё, боясь навлечь на себя гнев скорого на расправу ГПУ, и отправляли «врагов народа» куда подальше.

Преступление, которого не было

Справедливость восторжествовала лишь спустя почти 85 лет после вынесения приговора. Руководствуясь Федеральным Законом «О реабилитации жертв политических репрессий», сотрудники прокуратуры Тульской области установили, что наказание было назначено монахиням во внесудебном порядке, а статья, по которой их осудили, была декриминализована. Агитация, которую якобы вели священнослужители Успенского монастыря, перестала считаться преступлением, следовательно, осудили монахинь незаконно.  

«Уголовная статья, предусматривающая наказание за контрреволюционную деятельность, нагоняла панический страх даже на самого добропорядочного гражданина страны Советов, – комментирует юрист и социолог Андрей Князев. – Отправить в лагеря или подвести под расстрел по этой статье можно было практически любого: доходило до того, что по 58-й статье судили обычных водителей и механиков, вся вина которых была в том, что они не отремонтировали в срок колхозную автомашину или залили в мотор некачественное масло. Считалось, что эти действия подрывают экономику советской республики, и на несчастных работяг практически без суда и следствия вешалось клеймо «саботажников» и «предателей Родины».

Священнослужители были для коммунистов костью в горле – считалось, что одним своим присутствием в городах и селах они подрывают авторитет советской власти, а во время церковных служб занимаются контрреволюционной пропагандой. Эти обвинения в большинстве своем были безосновательны, однако это не мешало чекистам массово приводить в исполнение смертные приговоры.

«Место, напоминающее нам о кровавых репрессиях первой половины прошлого века, - Тесницкий лес, расположенный в Ленинском районе, – рассказывает Марина Михалёва. – В годы так называемого «красного террора» там были захоронены не менее 2500 человек, осужденных за контрреволюционную деятельность и приговоренных к расстрелу. В числе убитых были и представители духовенства. В 2000 году на Архиерейском соборе тульские новомученики, погибшие в годы репрессий, были причислены к лику святых, а в Тесницком лесу в память о расстрелянных был построен храм и установлен православный крест».

Их топили с камнями на теле, обливали ледяной водой, избивали и терзали так, что сама смерть становилась, наверное, желанным избавлением от мук.

Реабилитацией безвинно осужденных «по 58-й» в России занимаются региональные прокуратуры. За 26 лет только в Тульской области правоохранителями было реабилитировано свыше 30 тысяч советских граждан, попавших под черное крыло репрессий.

Реабилитация продолжается

По мнению специалистов, членам общественных организаций, историкам, сотрудникам государственных органов и представителям духовенства следует объединить усилия для восстановления исторической справедливости.

«Необходимо детально изучать списки репрессированных лиц, стараться восстановить реальную картину событий, – отмечает председатель тульского отделения Российского исторического общества, доктор исторических наук, профессор ТГПУ имени Л. Н. Толстого Елена Симонова. – Основная сложность в том, что исследователи могут получить доступ к архивным документам лишь по истечении определенного периода времени. А вот родственники репрессированных лиц могут не дожидаться снятия ограничений и начать собирать документы для реабилитации в любой момент. Помочь в этом могут органы власти, имеющие соответствующие полномочия – в первую очередь, прокуратура».

Работа по реабилитации жертв политических репрессий ведется на постоянной основе. В начале 90-х годов Успенский собор, из которого выслали репрессированных монахинь, был признан архитектурным памятником федерального значения, а в сентябре 2006 года его вернули верующим. Сегодня здесь проводятся церковные богослужения, и только вековые соборные стены помнят о драматических событиях, которые развернулись в самом центре Тулы более 80 лет назад, когда храмы и церкви безжалостно уничтожались, а священники и монахи пренебрежительно именовались «служителями культа».  

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах