В I квартале 2025 года с железнодорожных станций Тульской области отправлено 2,4 млн тонн грузов или на 6,6 % меньше, чем в январе-марте 2024 года. Для сравнения: в масштабах страны падение погрузки оказалось несущественным – всего на 6,1%. А в границах столичной ж/д магистрали, куда входят 9 регионов: Москва, Подмосковье, Брянская, Калужская, Курская, Орловская, Рязанская, Смоленская и Тульская области, этот показатель упал на 15,1%. Как по всем вышеперечисленным субъектам Федерации, так и отдельно по Тульскому транспортному региону, наиболее значительный вклад в снижение объёмов погрузки внесли зерно (-72% и -66% соответственно) и чёрные металлы (-47,4% и -48%). По столичной магистрали отгрузка нефти и нефтепродуктов сократилась на 22,9%, а вот по Тульской области этот показатель почему-то изъят из публичной отчётности. Глубина падения по нашему региону была бы ещё больше, если бы не рост погрузки химических и минеральных удобрений на 29,7%, метизов – на 26,9%.
Одним из аргументов снижения показателей столичные железнодорожники назвали наличие дополнительного февральского дня в прошлом високосном 2024 году.
Как в своё время отметил директор департамента экономического развития Тульской области в 1995-2011 гг. Владимир Фадеев, отгрузка обычно производится со складов. Поэтому она является косвенным показателем состояния экономики, поскольку состоит из отгрузки как только что произведённой продукции, так и тех складских запасов, которые так же были отгружены.
Ещё один фактор, влияющий на погрузку – это спрос на ту или иную продукцию. Снижение погрузки может свидетельствовать о его падении, что должно заставить, как минимум, насторожиться.
Член общественного совета при минтрансе России кандидат экономических наук Кирилл Янков назвал отсыл к прошлому високосному году несостоятельным, так как в этом году не было длинных выходных на 23 февраля и 8 марта, поэтому количество рабочих дней в I квартале этого года было ничуть не меньше, чем в прошлом. Он также считает, что тенденция к сокращению погрузки по железной дороге может свидетельствовать о нарастании негативных процессов в ряде отраслей экономики. Так, в 2024 году в России в целом, в центральных её регионах и Тульской области, в частности, сократилось производство зерна (на 12% – правительство ТО) и чёрных металлов (на 8,1% – Туластат), что отразилось и на погрузке.