Примерное время чтения: 11 минут
1017

Кремлёвская жизнь: тульские реставраторы восстанавливают соборную роспись

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. "АиФ-Тула" 12/08/2015
Дмитрий Киселёв / АиФ-Тула

Столько споров, как о реставрации кремля, у туляков, пожалуй, давно ничто не вызывало.

«Вновь возводимая колокольня не соответствует своему историческому облику. Это чистейший новодел». «Цвет Свято-Успенского собора, равно как и колокольни, навевает мысль о расписных пряниках!», «Строящееся административное и выставочное здание, названное атриумом, не вписывается в кремлёвскую художественную композицию». Спорить можно до потери голоса. Впрочем, как сторонники кремлёвских перемен, так и их противники его уже потеряли.

Фото: АиФ-Тула/ Дмитрий Киселёв

Свята подпись

А вот реставраторам, занимающимся росписью храма Дмитрия Донского в здании соборной колокольни, спорить некогда. Их задача - расписать храмовые своды и стены к Дню города. Что же касается Свято-Успенского собора, то тут ещё работать и работать.

Сейчас собор мало походит на место, приспособленное для ведения службы и чтения молитв. Повсюду строительные материалы, второй этаж в строительных лесах. А вокруг лики святых, старинные иконы, на которых, кажется, просто облетела краска. Два взмаха кисточки - и цвета заиграют по-новому. Но так только кажется.

Фото: АиФ-Тула/ Дмитрий Киселёв

«Это уникальная роспись, выполненная в традициях школы ярославских мастеров, - рассказывает потомственный реставратор Владимир Лагутин. - Это последний собор, расписанный темперной живописью, на смену которой пришла масляная краска, более доступная и удобная в использовании».

Впервые московский реставратор Владимир Лагутин приехал в Тулу на реставрацию Успенского собора в 1988 году. «Это дело всей жизни», - признаётся открытый и неугомонный реставратор.

О себе ему говорить скучно, он с большим воодушевлением рассказывает о том, что заставляет его глаза гореть.

Фото: АиФ-Тула/ Дмитрий Киселёв

«Видите, у монахов одеяние чёрное? Это роспись XIX века. Тогда использовались свинцовые краски. После окисления их цвета темнели. А вот там мы не стали раскрывать слои, делаем консервацию росписи». Раскрыть - это значит снять старый слой, но это не всегда делается, чтобы не повредить живопись.

Пока руководитель реставрационных работ водит нас от одной иконы к другой, его «подмастерья» за самодельным столом доедают «тормозки».

Фото: АиФ-Тула/ Дмитрий Киселёв

«В реставрации есть принцип - лучше не дочистить, чем перечистить», - говорит Владимир. По его словам, стены сильно засолены, что затрудняет процесс раскрытия записей.

«Вы, кстати, знаете, как опознать ярославскую живопись? - спрашивает Владимир и ведёт нас к иконе с тремя едва различимыми фигурами святых. Верх иконы будто закрашен тёмными красками. Углы местами подзатёрты. Взгляд останавливается на глазах святых, состояние доски уже не имеет значения. Пронзительные и живые, они смотрят внимательно и строго».

Фото: АиФ-Тула/ Дмитрий Киселёв

Это Фёдор, Давид и Константин - самые почитаемые ярославские святые. Где бы ярославцы ни работали, они всегда их изображали. Такая своеобразная подпись, - светло-зелёные глаза тульского реставратора увлечённо горят профессиональной одержимостью».

Помимо Владимира реставрацией собора занимаются ещё 11 человек.

«Каждый делает то, что умеет лучше всего, я занимаюсь позолотой, но знаю всю подготовку с нуля», - не поднимая головы, рассказывает мастер Елена Малинова.

Фото: АиФ-Тула/ Дмитрий Киселёв

Перед девушкой на столе - кусок дерева, почти полностью позолоченный, Лена делает последние мазки и поднимает на нас живые карие глаза.

«Я с детства не в куклы играла, а с молотками да рубанками. Любила проводить время с дедушкой в его столярке». Её прадед был позолотчиком, вот его-то гены и сыграли.

Деталь, которую Лена при нас докрасила, теперь будет сохнуть около двух дней, а она принимается за следующие. Позади лежат неприглядного вида бело-красные завитушки - заготовки, назвать их произведением искусства не поворачивается язык, но Лена уверяет, что они таковыми станут. 80 % золочения - это подготовка, которая отнимает много сил и времени.

Фото: АиФ-Тула/ Дмитрий Киселёв

Как рассказывают реставраторы, сейчас основные силы направлены на восстановление иконостаса, сделанного из липы. Детали вырезаются, обрабатываются специальными составами, и только после этого на них наносится позолота двух видов - красная и жёлтая.

Колокольный подъём

Рядом с собором - колокольня со смотровыми площадками. Подъём на неё по винтовой лестнице крутой и узкий - настоящая проверка вестибулярного аппарата. Именно поэтому подняться сюда можно только с экскурсоводом.

Начальник участка реставратор Андрей Петрухин замечает: «А вот губернатор, когда проверял ход работ, с легкостью поднимался». Не могу понять удивления начальника: губернатор не древняя древность, готовится к ГТО, да и колокольня не Эверест.

…На каждой смотровой площадке - колокола. Отсюда открывается широкий вид на главный проспект города, купола собора и земли Тульского кремля.

Фото: АиФ-Тула/ Дмитрий Киселёв

Дорожки, размежёвывающие зелёный газон, так расположены не случайно. Они обозначают территории дворов: где-то был двор воеводы, а где-то - кузнеца. Многие поколения торговцев и ремесленников жили за кремлёвскими стенами, собирались на площади и торговали между собой.

Жить на территории кремля нынешний торговый и мастеровой люд не будет, но торговать станет. Здесь восстанавливаются торговые ряды, анфилады которых навевают ассоциации с творениями итальянских архитекторов, бывшими тогда законодателями архитектурной моды. О том же свидетельствуют и ласточкины хвосты на кремлёвских стенах.

Впрочем, как отмечают нынешние мастера, в XX веке об архитектуре и культурном наследии сильно не задумывались. На территории исторического центра было совершено социально полезное кощунство. Здесь появилась одна из первых электростанций в России, обслуживавшая почти весь город.

Фото: АиФ-Тула/ Дмитрий Киселёв

Когда в кремле начинались строительные и реставрационные работы, археологи буквально утопали по пояс в мазутном болоте, образовавшемся возле электростанции. Здания электростанции и подстанции сносить не стали, объединив их крытым двором.

«Это стало компромиссным решением, - говорит министр культуры и туризма Тульской области Татьяна Рыбкина. - Если их снести, то кремль будет пустым, а Тульская область теряет возможность участвовать во многих выставочных проектах, поскольку в Туле нет ни одной большой экспозиционно-выставочной площадки. К примеру, нам предлагали принять выставку «Духовная Россия» - на 2000 кв. м, но разместить её было негде. Благодаря появлению атриума такое пространство появится. Здесь же можно будет проводить кремлевские ёлки, балы, форумы, выставки».

Также на территории кремля планируется открыть кафе и информационный центр для туристов.

Фото: АиФ-Тула/ Дмитрий Киселёв

Историческая справка

Успенский Собор построен в 1762 - 1766 годах. Он знаменит богатым декоративным оформлением в стиле русского барокко. В 1765 - 1767 гг. Успенский собор был расписан посадскими людьми из Ярославля. И эта роспись является поистине уникальной. Фрески отличаются особой техникой исполнения, высоким художественным стилем, глубиной и содержательностью тематики.

Свято-Успенский собор предназначен только для летнего богослужения, он никогда не отапливался и не приспособлен к зимним службам.

Фото: АиФ-Тула/ Дмитрий Черба

Иконостас Успенского собора был семиярусным. В нижнем ярусе размещались ветхозаветные сюжеты. Середину второго яруса занимали царские врата с изображением Благовещения Пресвятой Богородицы, окружённым изображениями четырёх евангелистов. Иконы третьего и четвертого ярусов иконостаса представляли важнейшие православные праздники. В шестом ярусе находились иконы ветхозаветных пророков. Седьмой ряд иконостаса - страстной. В центре его размещался Крест с изображением на нем распятого Спасителя и с предстоящими Богородицей и Иоанном Богословом. На иконах седьмого яруса были изображены события Седмицы страданий Христовых.

Четырёхъярусная колокольня Успенского собора строилась с 1772 по 1775 годы при городском голове Илларионе Лугинине. Тогда кремлёвская колокольня стала одной из главных городских архитектурных доминант; на неё была ориентирована Киевская улица (проспект Ленина). Её высота от земли до креста составляла 33 сажени (примерно 70,4 метра). Шпиль колокольни Успенского собора позолотили в 1826 году. На колокольне было 22 колокола.

В мае 1792 года были установлены часы. Четыре циферблата были обращены по четырём сторонам света. Вместо цифр на циферблате использовались буквы, и имелась всего одна стрелка - часовая. Часы обозначали каждую четверть часа шестнадцатью ударами, а каждый час - трёхминутной «игрой» курантов. Заводить их нужно было один раз в неделю.

После пожара 1936 года колокольня Успенского собора была разобрана. На этом месте в 2014 году построили новую колокольню.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах