Наши учёные в трудных условиях продолжают развивать науку и предлагают варианты укрепления фундамента образования и промышленности. Об этом мы говорим с доктором химических наук профессором Константином Лебедевым.
Где он - форпост науки?
Антонина Позднякова, «АиФ в Туле»: Константин Сергеевич, наверное, как и все учёные, вы свою отрасль считаете самой важной?
Константин Лебедев: Не хочу преуменьшать роль других наук, но ведь химия - это всё, что нас окружает (фауна и флора) и с чем мы сталкиваемся и используем в повседневной жизни: продукты питания, одежда, лекарства, косметика, топливо и т.п. Химик - это удивительная профессия, открывающая, на самом деле, сотни дверей. Вот вы художник. Рисуете полотно, а чем рисуете? Красками. Проходят сотни лет, ваше полотно постарело, проводят анализ элементов краски. А кто проводит? Химик. Есть такая специальность, например, эксперт по сохранению исторических предметов искусства. Химики - это экологи, криминалисты, синтетики, инженеры и, конечно, учёные.
- Вы выбрали последнее и многого достигли - в своё время поездили по миру, работали на весь Советский Союз. Теперь передаёте знания молодому поколению. Сложно было перестроиться из советского учёного в современного преподавателя?
- Большая часть моей научной деятельности связана отнюдь не с тульским регионом. После окончания института в Новомосковске я получил распределение в Новосибирский институт органической химии Сибирского отделения АН СССР. Поднимался по служебной лестнице от стажёра-исследов
Во многом мои исследования, заграничные поездки, гранты и научные труды - не только моя заслуга. Большую роль в становлении для меня сыграло окружение, научная атмосфера, царившая тогда среди молодых учёных. Нам было всё интересно, мы хотели экспериментирова
Новосибирский академгородок в 60 - 80-е годы - форпост отечественной науки, молодых учёных, имена которых гремели по всей стране.
В 2000 году я вернулся в Новомосковск, начал преподавать, получив хороший опыт такой работы в Новосибирском госуниверситете. Тем не менее заходил в аудиторию с дрожью в ногах. Ведь мои студенты - это ребята, которым преподавали академики, доктора наук и профессора, уровень их знаний и желание к познанию были весьма высокими. Но со всей преподавательско
В Тульской области для меня всё поменялось. Во-первых, здесь моя основная деятельность - преподавание, и лишь потом - наука.
Помимо преподавательско
- Нынешние студенты не понимают ваших заумных слов?
- Мой научный руководитель, например, говорил, что если ты не умеешь простым языком объяснять сложные вещи, то сам ничего в них не понимаешь. Говорить доступно должен любой преподаватель.
Куда делись амбиции?
- А как же амбиции, желание оставить свой след в научных трудах и памяти потомков?
Если у учёного появились амбиции, значит, он перестал быть полезен для науки. Он будет искать способы, чтобы потешить своё тщеславие. Учёные - по большей части бессребреники. Я знавал ребят, которым даже некогда было защищать диссертации. Они были в науке, в исследованиях, им не нужны были лавры (хотя это тоже присутствует), но основной мотив - удовлетворение собственного научного интереса. Раньше это делалось исключительно за счёт государства, сегодня - за счёт различных фондов, грантов. Это в большей степени относится к фундаментальной науке, а не к прикладным исследованиям, где основной мотивацией является получение результата, представляющего финансовый интерес.
- То есть тезис «наука - это удовлетворение своего интереса за счёт государства» похоронен в нашей стране под гранитом науки?
- Мы очень любим копировать кого-то. Вот и сейчас пытаемся западную систему образования и науки применить в нашей стране. Однако что-то не очень получается.
Раньше наука у нас развивалась в основном в академических институтах, где проводились фундаментальные исследования отраслевых - направленных на разработку - промышленных технологий. Опять же у нас была хорошая система высшего образования. Все эти учреждения взаимодействовал
На Западе система иная. Вся фундаментальная наука там сосредоточена в университетах.
У нас, идя на поводу у такой системы, отраслевые институты, занимавшиеся развитием определённых производств, готовивших специалистов, проводившие научные исследования, были брошены на произвол судьбы - выживайте, мол, как хотите. Как результат - большинство из них остались в прошлом, а академические институты, составлявшие порядка 10 процентов, ввиду мизерного бюджетного финансирования еле-еле сводят концы с концами. Всё это ведёт к тому, что желающих идти в науку становится всё меньше и меньше.
- А как дела обстоят в городе химиков?
- Ещё не так давно химическая промышленность была одной из ведущих отраслей Новомосковска и Тульской области. Но в последнее время она переживала не самые лучшие времена. Закрывались предприятия, сокращалось число химических производств и - как следствие - уменьшалась потребность в специалистах-хим
И если мы поддерживаем этот курс и хотим возродить былые традиции, нужно обратить более серьёзное внимание на подготовку кадров. Необходимо взаимодействие всех заинтересованных сторон - вуз, промышленные предприятия, муниципальные и региональные власти.
С моей точки зрения, первоочередные задачи: во-первых, уделить больше внимания изучению химии в школах. Ведь сейчас на неё отводится 1-2 часа в неделю, ЕГЭ сдают единицы, да и результаты ЕГЭ далеко не всегда соответствуют реальному уровню знаний по химии, которые демонстрируют студенты в институте. Во-вторых, добиваться увеличения бюджетных мест на обучение по химико-технологическим специальностям.
Чем заняты химики?
- В регионе выделяются гранты на поддержку учёных?
- Выделяются, но больше на конкретные вещи, на изучение и решение насущных проблем нашего региона. Можно сказать, что исследования надо проводить «под заказ».
Сегодня мы с профессором Владимиром Платоновым работаем над созданием химических препаратов с полезными свойствами на основе природного сырья, угля, сапропелей, шунгита. Результаты показывают перспективность этого направления исследований для сельского хозяйства, экологии и охраны окружающей среды.
Например, уголь - это совокупность органических соединений, а основа его - гуминовые кислоты, которые мы пытаемся вытащить и модифицировать.
Их производные являются хорошими веществами для сельского хозяйства: ускоряют рост, устраняют заболевания растений, их используют и для подкормки животных. Процесс этот очень долгий, нужны деньги, их нет. Так что всё остаётся на стадии полуразработок.
Ещё одно наше направление - разработка новых полимерных материалов и совершенствовани
Наука развивается, появляются новые учёные со свежими идеями, опытные наставники добиваются рано или поздно видимых результатов. Да темпы уже не те, но всё-таки и времена меняются…