Примерное время чтения: 5 минут
213

Нефтяной дом. Почему без «чёрного золота» нельзя и шагу ступить?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ-Тула 31/08/2012

Выбирают достаток

АиФ - Алексей Яковлевич, как вы думаете, почему ваши студенты выбрали нефтяную специальность? Что их привлекает в этой профессии: неизведанная романтика или возможность заработать?

А.Я. - Сейчас, наверное, молодые люди выбирают достаток, стабильность, уверенность в завтрашнем дне, которые им может обеспечить нефтяная отрасль. Хотя поступить в наш институт очень непросто: конкурс 10-12 человек на место. Ещё лет 20 назад работа нефтяника не ценилась столь высоко, а условия работы были более чем сложные. Да и Московский нефтегазовый институт (ныне - Российский государственный университет нефти и газа) прежде именовали не иначе как «керосинка», а выпускники школ не особо туда стремились. Но времена изменились. Например, наш институт ежегодно выпускает около 200 специалистов. Это разработчики нефтяных и газовых месторождений, буровики и геологи. Все наши выпускники трудоустраиваются, и у нас до сих пор существует принятая в советское время система распределения молодых специалистов.

АиФ - А как вы попали в нефтяную отрасль?

А.Я. - Я поступал в Чувашский филиал Московского энергетического института. Правда, во времена моего студенчества произошло объединение двух вузов, и окончил я уже Чувашский государственный университет по специальности «автоматика и телемеханика промышленных предприятий». О «нефтянке» и не думал. Но как молодого специалиста меня распределили в Пермь, и судьба 40 лет назад свела меня с нефтяной отраслью. Начинал работать электромонтёром диспетчерского оборудования и дальше так поднимался по служебной лестнице - инженер, старший инженер, начальник цеха. Потом Валентин Иванович Кудинов, тогдашний руководитель «Удмуртнефти» пригласил меня на работу в Удмуртию. Так я стал старшим инженером технического отдела на этом производственном объединении, потом там же возглавлял учебный центр, пока окончательно не связал свою жизнь с образованием в нефтяной отрасли.

Но о сложной работе нефтяника знаю не понаслышке: мне частенько приходилось бывать на месторождениях, ночевать на промыслах. Выполнять и перевыполнять план. Это сейчас в «нефтянку» идут за деньгами. А достойную зарплату нефтяники начали получать не так давно.

Не только топливо

АиФ - Говорят, что в Удмуртии много нефтяных месторождений, но сама нефть - не лучшего качества. Почему?

А.Я. - На территории республики сейчас 117 нефтяных месторождений. Но нефть нельзя разделять на плохую и хорошую. Этот ресурс в любом случае высоко ценится. Другое дело, что в Удмуртии много трудноизвлекаемых запасов нефти. Это обусловлено неблагоприятными геологическими условиями залегания нефти, наличием сложных карбонатных коллекторов, что влечёт за собой повышение финансовых и трудовых затрат. Кроме того, у нас высоковязкая нефть, что тоже создаёт свои сложности. Знаете, как у нас говорят нефтяники: если научишься работать в Удмуртии, сможешь работать везде. Но ценится нефть высоко, оттого и называют её «чёрным золотом». Цена на этот ресурс формируется за счёт спроса, а нефть сегодня - очень востребованный продукт.

АиФ - Мы привыкли думать, что из нефти производят бензин. Но ведь это не единственная сфера её применения. Во что воплощается нефть?

А.Я. - Самое распространённое - это топливо. Кстати, на долю бензина приходится 50% всех производимых в мире нефтепродуктов. Кроме того, на нефтехимических заводах производят всевозможные виды полимеров, которые потом используются в производстве пластиковой посуды, корпусов компьютеров и мобильных телефонов, стиральных машин, холодильников, мебели, телевизоров, автомобилей. Из нефти можно изготовить пластмассу, стройматериалы, синтетику, машинные масла и даже лекарства. Нефть обладает огромными потребительскими качествами. Она - везде. В развитых странах полностью перерабатывается 98-99% нефти. У нас, конечно, меньше. Но, тем не менее, уровень переработки нефти постоянно растёт.

Хватит надолго

АиФ - Скажите, а что мы будем делать, если нефть кончится?

А.Я. - Если это и произойдёт, то очень-очень не скоро. У нас ещё достаточно нефтяных запасов. Когда-то, в 1990-е гг., ходили разговоры, что нашего «чёрного золота» хватит разве что лет на 10-15. Но с тех пор уже более 20 лет прошло, а мы по сей день нефть добываем. Потому что мы ещё много нефти оставляем в толще земли. Сегодня коэффициент её извлечения составляет где-то 0,36. Чтобы его увеличить, нужно придумывать и разрабатывать более совершенные технологии добычи. Поэтому нашим нефтяникам и учёным есть к чему стремиться, развивать технологический потенциал и производственные мощности. Так что у нас фронт работы огромный.

Да и неразведанных месторождений много. Поэтому объёмы добычи нефти с каждым годом всё увеличиваются, хотя извлекать её из земли становится всё сложнее.

СПРАВКА «АиФ»

Алексей Волков родился в 1948 г. в Чувашии. Окончил Чувашский государственный университет по специальности «автоматика и телемеханика». Работал в п/о «Пермнефть», п/о «Удмуртнефть». В 1993 г. стал деканом нефтяного факультета УдГУ. Почётный нефтяник РФ.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах