Вот и настал новый учебный год. Некоторые школьники будут писать сочинение «Как я провёл лето». А мы сегодня говорим о том, чем занимались в каникулы учителя, с чем пришли к 1 сентября и как собираются воспитывать своих подопечных.
Наш гость - педагог воскресной школы при Свято-Успенском мужском монастыре Новомосковска Наталья Бородина.
Духовная подпитка
- Наталья Яковлевна, вы выглядите отдохнувшей и счастливой. Наверное, лето прошло хорошо, расскажите, как отдыхают православные учителя?
- Я не могу назвать себя ещё полноценным православным педагогом, но всё же думаю, что отдых православного педагога отличается тем, что он хочет себя подпитать духовно. Не только поваляться на солнышке и почитать книгу, но и найти что-то, что несёт свет. Я свой отдых планирую так, чтобы всё сочеталось. Хотя иногда во время интеллектуального и духовного отдыха устаёшь физически. Но это приятная усталость.
Вот уже несколько лет подряд я непременно провожу хотя бы один день на Валааме. Это место, где я насыщаюсь, общаясь с монахом-отшельником. В этой беседе нет ничего умного, патетического. Всё просто, необыкновенно сердечно, что оставляет след в душе.
Ещё одно место, которое я посещаю каждый год, - это музей-усадьба Михайловское, родовое поместье матери Александра Пушкина.

В этом году большим событием для меня стало участие в Крестном ходе, посвящённом Сергию Радонежскому. Кульминацией похода стала встреча… с первым памятником святому в России. В Радонеже это действительно была встреча. Когда я к нему подошла, был жаркий день, он нагрелся, и прислонившись к памятнику, я почувствовала от него тепло, будто от родного человека. Звучит странно и удивительно, но подобные чувства сложно объяснить.
Важно понимать, что не столько своими знаниями, сколько своей энергией учитель воздействует на учеников. А энергией нужно подпитываться, насыщаться, потому что она расходуется.
- Чего ждёте от учебного года?
- Я встречаю его в ожидании радости. Я очень люблю своих учеников, люблю их родителей.
Когда я оказалась впервые в православной школе, поразилась. Дети слушают, впитывают, между педагогом и воспитанником - абсолютно открытые отношения. Я рада, что моя работа теперь связана с этой школой. Дай бог такого настроения всем педагогам.
Образованию нужен свет
- Вы называете родителей своих учеников образцовыми. Почему? Как вы воспитывали своих детей?
- Я никогда не была православной маменькой, никогда не воспитывала своих детей в благочестии. Конечно, вкладывала в голову понятия о чести, сострадании, любви, прощении, но это не то, что я вижу у учеников моих родителей. Они на самом деле очень мудрые люди, что отдали своих чад в православную школу.
- Обучение в православной школе сильно отличается от обычной?
- Моё глубокое убеждение, которое с каждым годом крепнет, - всё самое светлое и полезное собирается возле монастырей. Поэтому считаю, что современная школа должна быть православно ориентированной. В ней должны работать не просто учителя, а педагоги-воспитатели.
- Сегодня церковь и государство очень тесно взаимодействуют. Это хорошо?
- В контексте образования - да. Когда Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ездит по городам и различным собраниям и посещает встречи с представителями культуры, экономики, это говорит о том, что Церковь не закрывается, а, наоборот, пытается проникнуть во все сферы жизни. Образованию церковь нужна, нужен свет и нравственные ориентиры.
- А что вас беспокоит в современном образовании?
- Процесс образования включает в себя ещё как минимум два процесса - обучение и воспитание. На первом месте должно стоять воспитание, но на деле этого не получается. И не потому, что мы не хотим. Просто в школе самым главным становится подготовка ученика к аттестационным заданиям. Это меня удручает. Потому что воспитание испокон века на Руси было первенствующим. Но тогда и учились в церковно-приходских школах.

Были времена, когда основной упор делался на патриотическое воспитание, эстетическое и прочее. Сейчас везде говорят про духовно-нравственное, но опять говорить говорим и даже что-то делаем, а то ли мы делаем, так ли мы говорим и делаем ли мы то, что говорим?Сколько бы раз я ни выступала в педагогической аудитории, повторяю одно и то же, как заводная: «Давайте правильно прочитывать слово «воспитание». Дело в том, что если его проанализировать, то получается, что воспитание это питание духовной оси ребёнка.
В чём камень преткновения? В современном обществе слово «духовность» употребляется в сугубо светском смысле. То есть, если человек читает книги, слушает музыку, рисует, - он духовный. Это неверно. Дух - это имя Бога, одна из его ипостасей. Духовность - это богоподобие. Духовный человек - это человек эмоционально-развитый, душевный.
- Но в советское время сложно было говорить о духовном воспитании, и всё же общество было более нравственным. Почему?

- 30 лет назад действительно общество было более моральное, нравственное. Во-первых, тогда семьи состояли не только из папы, мамы и ребёнка, а жили вместе с бабушками и дедушками, которые помогали в воспитании, хранили традиции, закладывали принципы. Православной направленности, конечно, тогда не было, но были другие рычаги воспитания нравственности поколения. Октябрята, пионеры, комсомольцы - у народа был идеал, на который ориентировались, хоть он и не был святым.
Второе - тогда мы меньше смотрели на Запад. Там, безусловно, есть много хорошего. Но есть и много такого, что чуждо нашему менталитету, натуре русского человека. В русском народе заложена открытость и совсем нет эгоизма, потребительского отношения, царящего на Западе.
И третье - бережное отношение к родному языку. Русский язык даёт правильные ориентиры на генетическом уровне, а мы всё больше от него отрекаемся, урезаем и издеваемся. Это наши корни, наша культура, а мы перестали ценить культурное наследие России, которое пропитано духовностью. И, к сожалению, сегодня в образовании теряется связь с культурным аспектом, а ведь именно здесь надо искать примеры и идеалы.
Образцовый Пушкин
- А как вы относитесь к современным родителям и семьям, которые они создают?
- У нас нет семьи. Есть плачевная статистика, на которую я наткнулась недавно. Сегодня молодые люди хотят какой-то мнимой свободы, вседозволенности, распущенности, а потом рождаются несчастные дети, зачатые в распутстве. Такие дети несчастны, как несчастны и их матери.
Брак - это ответственность, это усмирение себя и своей воли, это уступки и компромиссы, а многие не могут покорить свою гордыню.
- Только ли девушкам этого не хватает? А война на Украине, где аморально себя ведут именно мужчины?
- Должен быть образец правильного устройства семьи. На мой взгляд, этим образцом можно назвать Александра Сергеевича. Как ни странно, но только у Пушкина была счастливая семья из всех писателей XIX века. Его жизнь с Натальей Николаевной Гончаровой не была безмятежной, но он любил её и ценил, ценил именно за кротость, женскую скромность, благочестие и высокую нравственность - то, чего не хватает современным девушкам.
- Отсутствие духовности - это проблема всего человечества, не только России. То, что происходит в соседней стране, - это настоящая трагедия. Происходит это всё оттого, что люди не видят света, живут во тьме, злобе, ненависти. Корни этого - в воспитании, вернее, в его отсутствии. Нельзя опровергать, что те, кто всё это устроил, - люди исключительных интеллектуальных качеств, но интеллект, не будучи уравновешен духовно-нравственным воспитанием, влечёт страшные последствия. Я уверена, что все эти люди глубоко несчастны, потому что счастье есть только там, где живут любовь, духовность, самоотдача, почитание родителей, предков, истории.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть