Олег Тихонов из тех директоров, которые сумели сдержать удар, нанесённый по бизнесу коронавирусом.
Нас бьют - мы летаем
Олег Бондарь, «АиФ в Туле»: Олег Юрьевич, как охарактеризуете сегодняшнюю ситуацию на туристическом рынке?
Олег Тихонов, директор туристической компании: Желающих провести свой отпуск на морском побережье или в каких-либо других интересных местах меньше не стало. Но число тех, кто на это решается в новых реалиях, значительно сократилось. Люди боятся заразиться COVID-19.
Если говорить о внутреннем туризме, то отток клиентуры вынудил нас вносить серьёзные коррективы в периодичность автобусных туров. Так, к примеру, если до пандемии каждую неделю мы отправляли в Санкт-Петербург по два автобуса, то теперь лишь один. Или вот в Казань раньше от нас ходил автобус еженедельно, а сейчас через неделю. Схожая картина и по другим направлениям.
Так, посещать курорты Кубани с конца июня запретили тем, у кого нет сертификата о полной вакцинации или каких-либо других документов, подтверждающих безопасность туриста для здоровья окружающих. А с 1 августа требования к въезжающим в Краснодарский край стали ещё жёстче. Эти меры, наверное, правильные, но народ отпугивают, ведь у нас ещё не все соответствуют выдвинутым требованиям.
Также непонятная ситуация и с Крымом, где фиксируется большой прирост заразившихся ковидом. Но радует одно - несмотря на обстоятельства, тотальной отмены туристических поездок не наблюдается.
- А как обстоят дела с зарубежным отдыхом?
- Не лучше. К примеру, в мае прошлого года запланированные заезды в Турцию мы вынуждены были перенести на год. Но эту страну опять закрыли, и купившие в 2020-м путёвки уже по третьему разу откладывают свои поездки. Но людям ничего не остаётся кроме как ждать, ведь в случае непредоставления оплаченной услуги туроператоры имеют право, а большинство из них так и поступают, не возвращать деньги по требованию клиентов, а предлагать им заменить путёвку или перенести на другие даты. И это в соответствии с законом. Не лучшим образом сказывается на активности туристов и повышение курса доллара, а соответственно и самих туров. Если ещё пару лет назад путёвка в Турцию на 7-8 дней в хороший отель стоила 30-35 тысяч рублей на человека, то сейчас за то же самое нужно заплатить уже в два раза больше - 60-70 тысяч.
На фоне того, что общий поток туристов сократился процентов на 30, в том числе и внутри России, путешествия по ней в сравнении с зарубежными турами стали пользоваться большей популярностью. И это послужило поводом для повышения стоимости услуг. Хотя и до этого они у нас были дороже, чем в некоторых странах, при этом стоимость не всегда соответствовала их качеству. Но тем не менее, люди чаще предпочитают отправиться в путешествие по России, считая, что в пандемию, в случае чего, у себя дома они будут более защищены и с медицинской точки зрения, и с юридической.
Свою лепту в отпугивание туристов от поездок вносят и слухи о возможном банкротстве того или иного оператора, что сулит людям безвозвратную потерю внесённых денег.
Также людей настораживают и различные недоразумения, которые нет-нет и происходят за рубежом с туристами по прибытию в пункт назначения. Так, в прилетевшем недавно на Кубу с нашими гражданами самолёте местные медики обнаружили инфекцию почти у 200 пассажиров и всего экипажа. В результате их поместили в резервацию с полным запретом куда-либо выходить из отеля. Потом стали задумываться - быть этого не может, чтобы такое количество людей сразу на одном борту оказались заражёнными. А после разбирательства выяснилось, что в аппаратуре кубинских медиков произошёл сбой и она выдала ошибочную информацию. На самом деле «заражённые» оказались вполне здоровыми. Но по факту отдых россиян был омрачён несколькими днями принудительного заточения.
Изменились и условия бронирования. Если раньше можно было заказать тур, скажем, за несколько месяцев и сэкономить на его стоимости, то сейчас сроки бронирования сократились до двух недель. Связано это с неопределённостью эпидемиологической обстановки - а вдруг ту или иную страну опять закроют. Поэтому операторы и не хотят рисковать.
Будет ли ситуация меняться в лучшую сторону - сказать трудно.
- Как выживают в условиях новой реальности туристические компании?
Оптимистов не унять
- Что безотносительно к ограничительным мерам меняется в работе турагентств?
- Всё больше людей, преимущественно молодых, начинают заниматься самостоятельным поиском места отдыха и отелей. Это стало возможным, благодаря интернету - люди просматривают операторские сайты, знакомятся с отзывами на различных форумах и в социальных сетях, а потом уже с готовым решением обращаются в агентство. Таких клиентов можно назвать идеальными, ведь менеджеру уже не нужно тратить силы и время на поиск предложений, ему остаётся только оформить бронь. Другие, напротив, любят общение, поэтому приходят в офис и готовы подробно рассматривать все предложения менеджера. За этим занятием некоторые туристы проводят у нас по два-три часа.
- Какие «сюрпризы» могут ожидать наших туристов?
- Турция за время пандемии пережила и комендантский час, и неоднократные запреты на посещение баров и ресторанов, и многое другое. Туристов, которые отправляются отдыхать в эту страну с предвкушением полнейшего комфорта, такие ограничения удручают. И нет никаких гарантий, что их принятие не будет повторяться.
По прибытии в Объединённые Арабские Эмираты возникают сложности с тестами. Там документы нужно оформлять исключительно на английском языке, а российские заключения не рассматриваются вообще. Некоторых это отпугивает.
- А куда лучше поехать и почему? - Предпочтения у всех разные. Если рассматривать отдых в России, то посоветовал бы слетать на Байкал, Сахалин, Камчатку или в Бурятию. Там очень любопытные экскурсионные программы. Да и природа уникальная. Сервис в тех местах, по мнению туристов, также не хромает. К тому же, эти направления достаточно отдалённые от нашего региона и не каждому может представиться возможность когда-либо там побывать. Стоимость билета на регулярные авиарейсы в эти края более чем высокая, а так по путёвке можно за сравнительно небольшие деньги слетать туда чартерным рейсом.
Вообще, для тех, кто ограничен в средствах, самым приемлемым летним отдыхом было и есть путешествие автобусом к морю. Именно из-за дешевизны такие туры постоянно и пользовались повышенным спросом. К примеру, сейчас у нас самый дорогой по направлению в Краснодарский край стоит порядка 18 000 рублей. По срокам это 10 дней и 9 ночей, а с дорогой туда и обратно - 12 дней. Выгодно ещё и тем, что автобус берёт туристов прямо из Тулы и доставляет непосредственно к входу в отель, то же самое и в обратном направлении. А если сравнивать условия отдыха, скажем, с турецкими, то окажется ничуть не хуже.
Из заграничных направлений неизменным успехом пользуется отдых в Египте. Наверное поэтому многие с нетерпением ждут открытия этой страны. Думаю, это произойдёт к нынешней осени.