Тула ,23 мая, АиФ-Тула. Более 20 лет она посвятила собиранию уникального материала о традиционных народных куклах, выезжая в экспедиции в Тульскую, Калужскую, Орловскую, Брянскую, Тамбовскую области, в другие регионы России и за её пределы. Её замечательные куклы были отмечены на всероссийских научно-практических конференциях, участвуют в творческих выставках и конкурсах, занимают достойные места в экспозициях музеев. Особенно многочисленно из всех коллекций Ирины Владимировны собрание тульских традиционных народных кукол, которое является весомым вкладом в этнографию нашего региона. Например, куклы Коляд и Коляда, символизирующие мужское и женское начало, - традиционные для нашей губернии.
Яблочко от яблоньки
Далеко отсюда, в старинной казачьей станице Павловской на Кубани, где она родилась, всегда ждёт её старенькая мама - Надежда Ивановна. Она всегда хорошо шила, вышивала. Когда Ирина дарит на Пасху свою новую куклу, мама ставит её на стол с пасхальными дарами, на Красную горку убирает. Дочь стала известной мастерицей, реже бывает дома, и мама вздыхает: «Лучше бы со мной жила, шила... Больше для себя...»
Папа - Владимир Филиппович - освоил искусство художника-оформителя сам, без специального образования. Писал картины маслом, очень любил природу, искусно вырезал из дерева фигурки животных и людей. Про таких в народе говорят: «На все руки от скуки». Действительно, мог и замок починить, и смастерить что-нибудь по хозяйству, и многое подремонтировать - от велосипеда до швейной машинки. Бережно хранит Ирина Владимировна деревянную куклу, изготовленную отцом,- «Старичка-лесовичка» с топором за поясом.
Огромное влияние на будущую мастерицу оказал дядя - Петр Иванович Слюсарев, гордость всей семьи и родни. Окончил в своё время ГИТИС, долгое время возглавлял Павловский народный хор, был его режиссёром-основателем, о чём сейчас сообщает мемориальная доска. Умер 65-ти лет в Москве, будучи профессором института культуры, заслуженным деятелем искусств, лауреатом многих премий. Одна из улиц их станицы носит его имя.
Бабушка Мелания, Кондратьевна, как звали её станичники, учила Ирину рукоделию, рассказывала внучке про старинные обряды, пела песни, знала много скороговорок, пословиц по любому случаю, загадок. Бабушка была неграмотной, но богатой душой и памятью на всё родное, народное.
- Мне кажется, - тихо говорит Ирина Владимировна, - что она унесла с собой какую-то большую, главную тайну. Она знала что-то сокровенное - про жизнь, людей.
Кубышки-крупенички
Первые куклы на заре культуры человечества делали из... золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Скатывался шарик, к нему прикреплялась «юбка». Такая кукла называлась «Баба» - женское божество. Она передавалась по женской линии от бабушки к внучке, дарилась в день свадьбы, как оберег. Каждому новорождённому клали в колыбельку куколку в яркой одёжке, охранявшую дитя от дурного глаза и порчи.
А куклу Кубышку-травницу наполняли лекарственными травами. Дух, исходивший от нее, прогонял болезни и хвори. Её подвешивали над колыбелью ребёнка, ставили у постели занедужившего. Крупеничка - кукла, наполненная гречкой. Она стояла в красном углу и являлась символом благополучия и достатка. Но были на Руси и куклы, в которые просто играли. Изготавливались они из того, что под рукой. Самые простые - из репейников. А вообще мастерили из чего угодно: из соломы, щепок, обрезков ткани, шишек, дубовых желудей. В кукольных забавах отражались, словно репетировались, почти все сельские праздники и обряды. Чаще всего, конечно, свадьбы.
Ровесники фараонов
- Меня, - признаётся Ирина Владимировна, - почему-то больше привлекают куклы-скрутки - за простоту, безопасность для детских рук и безграничные возможности воображения. Это очень древний оберег. Говорят, таких кукол находили в захоронениях ровесников египетских фараонов и пирамид. Когда я выезжала с этнографическими экспедициями по Тульской области, то ещё застала бабушек, умевших делать подобных кукол. Для их изготовления ведь многого не надо - несколько разноцветных лоскутков, кусочки тесьмы и нитки. И капелька души...
Русские куклы такого вида имеют одну особенность: они безлики. В народе издревле считают, что это не позволяет злым силам вселиться в куклу. Кроме того, безликая кукла не может быть двойником какого-нибудь человека, и потому никто не сможет через неё причинить кому-то зло.
Кукла-берегиня не покупается, а выкупается. Её выбирают из большого количества разных кукол. И человек сам чувствует, как кукла «выбирает» его. И тогда он сам определяет размер выкупа, берёт куклу, а на её место кладёт деньги, вещи, ткани, продукты.
- Когда я жила на Севере, в Мурманске, - рассказывает Ирина Владимировна, - узнала о старинном, поэтапном процессе изготовления куклы-оберега. В каждую деталь - в правую и левую руки, в голову, в узелки - вкладывается часть образа человека, которому в данный момент тяжело. Верили, что кукла поможет...
Она сделала немало таких кукол своими руками.
Добро без счёта
Долгое время работая в объединении «Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей», Агаева учила кукольному мастерству молодых туляков - школьников, студентов. Ирина Владимировна является одним из авторов проекта «Презентация районных музеев в Туле». Но самым любимым направлением для неё была музейная педагогика. «Костюм Тульской губернии», «Коллекция тульских полотенец», «Веер как средство общения», «Народный календарь», «Игрушки военного времени», «Куклы-невесты России» - вот лишь беглый перечень её проектов. А она так и не знает, сколько всего кукол сделано её руками. И это прекрасно: сеять добро и ждать новых всходов.