Примерное время чтения: 5 минут
137

Художник-медальер

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. "АиФ на Мурмане" 16/12/2009

Этот человек - уникальный, единственный в своём роде специалист.

Игорь Амурский, несмотря на свою "дальневосточную" фамилию, - потомственный туляк. Ещё его далекие предки работали с металлом. Видимо, поэтому после окончания школы Игорь поступил учиться на гравёра в знаменитое своими ремесленными традициями ПТУ N 4.

А после армии Игоря поманило реальное дело. И в 1981 году он устроился по своей специальности на завод "Зенит". Это было уникальное предприятие, единственное в Туле, выпускавшее значки. Их в ту пору требовалось очень много - на конференции, по поводу юбилеев предприятий, разных событий. Поэтому на заводе работали очень напряжённо.

Изготавливались значки целым коллективом мастеров. Над созданием крошечных изображений на кусочках металла трудились изготовители оснастки, гравёр, чеканщик, гальванщик, целая группа красильщиц, упаковщица...

Игорь целый год осваивал тонкости профессии. Часто оставался после работы, пытаясь преодолеть разные технические трудности. Его мастерство стремительно росло. На завод пришёл с третьим разрядом. Когда написал заявление на четвёртый, ему сразу присвоили пятый. А экзамен на шестой разряд он вообще не ходил сдавать - работы было полно. Технолог взяла сделанный им мастер-пуансон, отнесла на комиссию, и ему заочно присвоили высший разряд...

Древнейшее

искусство

Каждый художник-медальер разрабатывает собственный стиль и совершенствует его многие годы. Ведь подобных мастеров не готовят ни в одном художественном учебном заведении нашей страны.

Искусство создания медалей, знаков отличия и значков - особое явление культуры. Каждое такое изделие - это оригинальное произведение медальерного искусства. На его миниатюрном пространстве нужно вместить очень большой объём информации. Такую задачу решать и интересно, и чрезвычайно сложно.

А технические основы медальерного ремесла уходят своими корнями в изготовление античных гемм. Тогда на поверхности драгоценного или полудрагоценного камня, обычно твердой породы, старинные мастера вырезали обратную форму изображения - гемму. Она служила личной печатью богатого человека и обычно оправлялась в золотой или серебряный ободок и вставлялась в перстень.

Технология производства значков чуть сложнее. С конца Cредних веков она ничуть не изменилась - только появились новое оборудование и марки стали.

Мастер - как правило, высококлассный гравёр - вырезает прямое рельефное изображение значка на рабочей части массивной стальной заготовки мастер-пуансона. Так называется инструмент для оттиска рельефа на поверхности матрицы. Оттиск делается холодным способом при помощи мощного пресса или горячим -отбивкой молотом в кузне.

Затем мастер-гравёр "доводит" матрицу - вручную вырезает на ней какие-то мелкие детали: точки над "и" в надписи или, например, солнечные лучи. Готовая матрица для повышения её прочностных свойств поступает на термообработку. После этого при её помощи можно отчеканить столько значков, сколько нужно и сколько она способна выдержать. Чем больше партия значков, тем ниже их себестоимость.

Резцом владеет

в совершенстве

На изготовление одного мастер-пуансона у Игоря Альбертовича уходит от трёх дней до двух недель. Это очень кропотливая, скрупулёзная работа - стоит одну буковку в надписи ненароком срезать, и заготовку надо будет делать заново. Но в "карьере" Амурского таких казусов не было ещё ни разу - мастер есть мастер.

В начале 90-х годов Игорь пробовал себя в изготовлении самых разных вещей. Отделывал макеты шпаг, ножи, выпускал медали. На 850-летие Москвы выполнял гравировку на ноже для Юрия Лужкова. На одной стороне лезвия изобразил памятник Юрию Долгорукому, на другой - герб столицы.

Выполнять тонкую и сложную работу Игорю Альбертовичу было не в новинку. Почти как легендарный Левша, "пристрелямши глазом" к законченным картинам на крохотном кусочке металла, он в совершенстве владел и резцом, и искусством построения композиции.

Как-то в ту пору он решил "для души" сделать копию чарки в виде кавалергардского шлема работы Фаберже. Перед глазами была только цветная фотография из подарочного альбома, посвящённого творчеству великого ювелира. На эту работу, которой Игорь Альбертович занимался в редко выпадавшие свободные минуты, ушло около пяти лет.

Но чарку он сделал. Точь-в-точь как у Фаберже - только без позолоты. "Золотить надо на цианидах, а у нас в Туле в этой технике не работают, - пояснил Игорь Амурский. - И я от этого просто отказался".

Об этой работе мастер вспоминает с гордостью. Как и о медали, которую он вместе со своим другом Юрием Комковым делал на 10-летие интронизации Патриарха Алексия II.

Но, испытав свое мастерство на разных объектах, Игорь Амурский вернулся к значкам. В 2001 году начал сотрудничать с музеями. Делал значки для Тульского музея оружия, Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника "Куликово поле", тульского экзотариума и музея-усадьбы "Ясная Поляна", самых разных тульских предприятий и организаций.

Работа эта не приносит большой прибыли и не даёт ощущения стабильности: знаменательные даты и какие-то значимые события бывают лишь эпизодически. Возникают трудности и с арендой помещения - сейчас гораздо проще снять "загон" площадью в тысячу квадратных метров, чем скромную комнатку для производственных нужд.

Игорь Амурский продолжает делать значки. Ведь кроме него заниматься этим больше некому...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах