Наш регион стал южными воротами гастрономического пути в направлении «Юг», обозначенного всероссийским гастрономическим туристическим проектом. Презентация карты прошла в Ясной Поляне.
«Так как Тула всегда славилась самоварами и пряниками, мы представляем все наши бренды под единым названием - «Тульское чаепитие», - рассказывает министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина. - Практически в каждом уголке нашего региона есть своя особенная булочка, свой пирог или другое лакомство к чаю. Издревле на Руси сложные переговоры проходили за самоваром, а успех их определялся литрами выпитого чая».
На «народном столе» не только пряники и белёвская пастила, тут и яснополянские запечённые яблоки, и интересные десерты, состав которых с ходу не определить, красиво оформленное мороженное и прохладный местный берёзовый квас.
«Фишкой» стали мороженое с натёртым тульским пряником, а также облепиховый торт с пряничным коржом.
Местный колорит
Гастрономический туризм, конечно, - веяние Запада, но и у нас должен прижиться.
За последние пару лет в Туле открылось несколько десятков кофеен, продающих чизкейки и маффины, а также сетевые бургерные. Теперь же власть увлеклась «местным колоритом»: в регионе начали открываться так называемые фермерские магазины. Звучит красиво (несмотря на то что ферма - слово-то тоже заморское и, конечно, правильнее было бы их называть крестьянскими). И чиновники, и крестьяне уверяют: продукция в таких магазинах по вкусу порой превосходит импортную. Тут спорить трудно, хотя бы потому, что на вкус и на цвет товарищей нет. Вот только цены, несмотря на близость производителя, ну никак не ниже стоимости импортных товаров. Пол-литра натурального, как гласит этикетка, кефира - 99 рублей, пол-литра коровьего молока - 45 рублей, буханка ржаного хлеба - 98 рублей. Всем и каждому доступна разве что пита (пресный хлеб. - Прим. ред.) за 30 рублей.
Продукты, выращенные в экологически относительно чистых районах, местный хлеб, сыры и колбасы - всё это, безусловно, приманка для туриста. На производства можно водить экскурсии и угощать на дегустации домашней продукцией, а затем предлагать её же приобрести. Для развития регионального туристического потенциала всё складывается отлично, но только вот местные жители не смогут себе позволить ни купить хлеб за сто рублей, ни поесть в ресторане, который пропагандирует себя как фермерский и где используются только натуральные продукты со «своего», тульского огорода.
А чем популярнее будут гастрономические бренды, тем быстрее будет расти их стоимость. Так что туляки могут остаться без сапог, вернее, без пряников. Но им будет на что посмотреть.
Комментарии
Владимир Аллахвердов, председатель комитета Тульской области по развитию туризма:
«Гастрономический туризм встраивается в любые виды экскурсий, потому что «кушать хочется всегда». Вспомните себя на месте туриста. В чужой стране или другом регионе всегда хочется перекусить именно тем, чего дома нет. Мы представили 15 брендов, которыми можем удивлять гостей, - от традиционного пряника до щавелевого мороженого.
Организаторы проекта приезжали к нам, общались с производителями, чтобы мы могли в итоге собрать свой региональный стол. В Туле много интересных, известных блюд. О других, исконно тульских, мы узнаём, активно работая в архивах. Планируем вскоре сделать и свою отдельную гастрономическую карту региона».
Екатерина Шаповалова, руководитель экспедиции «Юг» федерального проекта «Гастрономическая карта России»:
«Туризм без региональной кухни невозможен. Наши гости знакомятся с историей места через еду. Мы приезжаем в какой-то город и всегда едим, перекусываем. Вот тут и начинается путешествие. Потом мы захотим эти продукты купить себе, чтобы дома приготовить то же самое блюдо именно из этих продуктов.
Мы же везём продукты из-за границы, чтобы продлить удовольствие.
А наши повара могут преобразовать продукт, дать ему новую жизнь. Вот натёр на тёрке тульский пряник и посыпал мороженое - теперь бренд заиграл новыми красками. К слову, мороженое - самый перспективный экспортный товар.
Это из разряда, когда жостовские подносы приобрели новую жизнь, как только они перенеслись со стола на стены. Кстати, этот ход когда-то придумали молодые современные дизайнеры. Вот такая же история сейчас происходит с тульским пряником».
Михаил Лукашонок, повар:
«Адаптировать рецепты с учетом местного колорита - это настоящее искусство повара. Мне всегда бывает интересно экспериментировать с традиционным блюдом, делать что-то новое, своё.
Успешно завлекать в регион едой - тоже талант. Люди должны и попробовать что-то уникальное и удивительное, и рассказать об этом своим близким, знакомым».
Александр Сулеин, производитель берёзового кваса:
«Я родился и вырос в деревне Ясная Поляна, поэтому с радостью рассказываю и о Тульской земле, и о своём напитке, который лучше всякого лимонада утоляет жажду.
Мы с семьёй производим берёзовый квас не первый год. Весной, когда у нас самая активная пора, иногда даже времени поговорить друг с другом нет. На основе берёзового сока делаем берёзовый квас. Не используем никаких иностранных технологий, всё по старинным рецептам, всё своими руками.
То, что сейчас начали сами печь хлеб снова, варить сыры - это, на мой взгляд, хорошо».