В ближайшие дни в региональном правительстве должно пройти важное совещание: чиновники, депутаты, производители АПК, переработчики и представители торговых сетей будут думать, как выбраться из тупиковой ситуации, не позволяющей полноценно заменить большую часть импортных продуктов отечественными и преимущественно тульскими.
Сделать это надо к всеобщему удовлетворению и выгоде. При этом, не забыв об интересах потребителя: о вменяемых ценах, хорошем качестве и широком выборе продуктов.
«Мы приняли решение провести большую встречу с участием всех заинтересованных сторон. Представители крупных компаний АПК, фермеры – все заинтересованы в востребованности и реализации своей продукции, - говорит зам. председателя областной думы Юлия Марьясова. - И крупные производители, и фермеры говорят: «Дайте нам зайти в сети без бонуса, определите перечень наименований продукции, в которой нуждается область, мы обеспечим продуктами и дадим необходимый уровень цены».
Надо открыть калитку. Чтобы это сделать, не нужно распоряжений президента или премьер-министра. Надо самим договариваться. И ряд регионов по этому пути уже пошёл и успешно реализует такие формы работы. Они пользуются популярностью и поддержкой населения.
Путь определен. Задач две – на социальную потребительскую корзину получить максимально нормальную цену и иметь ассортимент этого товара и наличие его в магазинах.
Мы должны просто начать с тех, кто согласился по этой программе работать. А другие посмотрят и присоединятся».
О проблемах, с которыми сталкиваются производители при попытках зайти в сети, директора компаний и фермеры говорили на совещании за «круглым столом» «АиФ в Туле» и «Россельхозбанка», прошедшем в декабре в Тульской торгово-промышленной палате. Мы много об этом рассказывали и сегодня вновь продолжаем эту тему. При этом не будем забывать, что проблемы с сетями – не единственная боль и печаль сельхозпроизводителей, о которой они уже чуть ли не кричали. Впрочем, о них участники «круглого стола» тоже говорили много.
«Мы 18 лет ждали вступления в ВТО как манны небесной, а надо было готовиться к этому, как к жёсткому испытанию», - считает Сергей Митусов, генеральный директор Тульского молочного комбината, - У нас разные ресурсы, разный подход, и мы обязаны ориентироваться на сегодняшние мировые условия. И одно из них - качество сырья.
Так что надо не только радоваться возможностям и перспективам, которые санкции открыли для молокопроизводителей, но и выводы делать, модернизировать свои производства. Отсутствие на рынке импортного молока не означает, что покупаться будет любое, только дай.
Имея в регионе высокую производительность молока, убедительную даже на фоне страны, имея поддержку молочной отрасли со стороны регионального правительства, которой завидуют многие регионы, мы не снимаем вопрос качества. Над этим надо работать производителям сырья, при этом отдавая себе отчёт: только они сами могут себе помочь, ведь создать эффективное производство насильно не заставишь и не научишь».
В последние годы был изменен Кодекс об административных правонарушениях, увеличились штрафы. По замыслу, это должно стимулировать производителей к выполнению соответствующих требований. На деле совсем не так. А технология проверок просто пугает. Были случаи, когда на одно и то же предприятие приходили проверяющие с предложением: «Давайте мы вам выпишем штраф, на том и расстанемся. Если мы скажем, что ничего у вас не нашли, то и нас будут проверять, и вас».
Извините, мы в последние несколько лет вложили столько денег в техническое перевооружение, чтобы полностью соответствовать техрегламенту и всем требованиям!
К тому же, когда речь шла о 30 тысячах рублей, ещё можно было подумать, но сегодня это суммы от 300 до миллиона рублей. А такие проверки бывают часто. Нас недавно так дёрнули безосновательно, мы в суде отстояли свою правоту. И что теперь? Каждый раз в суд идти?
Да, если есть реальные нарушения, мы заплатим штраф и исправим их. Но, может быть, сделать более лояльными требования к проводимым проверкам и несколько уменьшить требования и гнёт как проверяющих, так и производителей?
Ещё момент: несколько лет назад был изменён закон о торговле. В законе обозначен максимальный потолок ретро-бонуса за вхождение в федеральную торговую сеть - 10%. На деле сетевики нас «отжимают» на фиктивном маркетинге. Я, как и другие представители национального Союза молокопроизводителей, убеждён: фиктивный маркетинг должен жёстко наказываться, в том числе и структурами региональных правительств.
«Мы занимаемся птицеводством, выращиваем индейку. Наш комплекс позволяет производить 1000 тонн мяса в год в живом весе. Этого достаточно, чтобы обеспечить мясом индейки такой крупный город, как Тула, что в общем неплохо, - рассказывает Игорь Шевырёв, директор СХП «Прогресс». - Но без создания убойного и разделочного производства должного успеха не добьёмся. Низкий уровень рентабельности лишает смысла откормочное производство и загоняет производителя в угол, из которого не выберешься. Диспаритет цен (доход на откорме - 4 руб./кг, переработка - 20 руб./кг, торговые сети - 100 руб./кг) не оставляет надежд на быстрое развитие. Это не вина предприятий торговли. Негативные процессы определены рынком, которого все страстно ждали и который сформировался в рамках реализуемой экономической модели без чётко обозначенных условий развития. Одно из главных - разумные условия кредитования. Однако по действующим нормативам условия определяются банками самостоятельно, т.е. исходя из собственного понимания особенностей хозяйствования в агропромышленном комплексе. Министерство сельского хозяйства в формировании этих условий участия не принимает. Тогда кто занимается развитием агропромышленного комплекса? В поисках ответа на эти вопросы мы обратились в письме к Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву. Получили ответ от Министерства сельского хозяйства, в котором нас проинформировали, что всё происходит в соответствии с действующим законодательством. Так и продолжают жить условия, которые иначе как кошмаром назвать сложно.
В частности, выдаются кредиты на группы взаимосвязанных компаний, в которые входят не связанные с сельским хозяйством предприятия: парикмахерские, косметические салоны, студии по наращиванию ногтей... Приходится представлять в банки отчётность на все эти предприятия. При этом в условиях кредитования прописывается, что если у какого-то из предприятий группы отмечается спад, то это автоматически усугубляет положение сельхозпредприятия. Образно говоря, если в парикмахерской сотрудница уходит в декрет, то на моём предприятии индюки передохнут.
Банки определили, что обеспечением под оборотные средства может быть только недвижимость. То есть та, что мы модернизируем. Получается, ты модернизируешь комплекс, подготовил оборудование, запустил птицу, а оборотных средств нет. Процесс оформления недвижимости длится от 3 до 6 месяцев, а индюки должны есть каждый день. В результате мы вошли в эксплуатационную фазу и прожили год без оборотных средств от банка, а для предотвращения банкротства вложили практически столько же собственных денег, сколько заняли в банке.
Полагаю, что управление со стороны властей заключается именно в формировании условий производственно-хозяйственной деятельности, создании инфраструктуры развития территорий. И в этом отношении важнее реализовывать не единичные мегапроекты по 3-5 млрд, а несколько инвестиционных проектов по созданию именно взаимосвязанных предприятий.
Например, на территории 10 площадок откорма, 1 инкубатор, 1 завод по переработке. В такой модели будет снижение по капитальным затратам, будут решаться несколько задач, в том числе расширения базы социально-экономического развития.
Скромничать нечего: без капиталовложений ни о каком режиме продовольственной безопасности говорить не приходится. Наше предприятие по переработке загружено на 30%. Мы готовы к расширению откорма и увеличению производства мяса в 2 раза в течение 1,5 -2 лет. Нужны чёткие правила для развития и кредитные ресурсы на разумных условиях».