В этом году туристы смогут посетить новый музейный комплекс, который строится на Куликовом поле. Как говорит директор музея Владимир Гриценко, 22 марта отмечающий пятидесятилетний юбилей, в нём будет две зоны - музейная и рекреационная.
«Ремейк» храма
Антонина Позднякова, «АиФ в Туле»: Владимир Петрович, вы мечтали о строительстве комплекса многие годы. Для того чтобы мечта стала реальностью, много сделано. Давайте начнём с истории этой идеи».
Владимир Гриценко: В середине XIX века на Красном холме появился памятник-колонна Дмитрию Донскому. Рядом с ним поселились ветераны наполеоновских войн, которые должны были не только охранять мемориал, но и «вещать о славной истории сего места». Можно назвать их первыми музейными сотрудниками.
Следующий этап - возведение каменного храма Сергия Радонежского, где лишь спустя 50 лет была воплощена идея об организации музея, посвящённого Куликовской битве.
Правительство страны во имя сохранения ратной славы Отечества приняло решение построить на Куликовом поле новый современный музейный комплекс.Поскольку в советские времена храм практически не действовал, экспозиция, созданная уже к 600-летию Куликовской битвы, занимала всё пространство. Благодаря историкам и археологам коллекция музея пополнялась, ей становилось тесно.
- Значит, кроме здания музея будут ещё какие-то объекты?
- Вы решили посетить Куликово поле. Тратите почти два часа на дорогу туда. Ещё два - обратно. Времени на посещение заповедника остаётся мало, да ещё и усталость. Именно для этого мы разделили комплекс на две зоны. У нас появится не только здание, где расположится экспозиция, но и все необходимые блага цивилизации. Куликово поле находится далеко от крупных населённых пунктов, здесь будет вся необходимая инфраструктура - гостевые домики для длительного пребывания на территории мемориала, сувенирные лавки, полноценные магазины, охрана.
- Судя по проекту, здание музея будет необычным - покрыто зеленью. Креативностью заманиваете?
- Здание всего шесть метров, но такая конструкция - не просто оригинальность.
Мы хотим не навредить природному ландшафту, который мы призваны сохранять. Именно поэтому здание музея напоминает курган, разбитый на сектора. Если говорить метафорично, то этот курган открыт, но до конца не изучен и хранит ещё тайны, как и Куликово поле.
Мы не хотели копировать, например, храм Сергия Радонежского, что, по сути, могло стать плохим ремейком. В нашем проекте используются архитектурные приёмы, позволяющие создать историческую связь и открывать что-то интересное и новое по мере изучения всего музея-заповедника. Пример такой связки - открытые стены музея выполнены в традициях древнерусских зодчих, как и храм. Остальное увидите сами.
Посмотреть будет на что. Масштабы комплекса сопоставимы со строительством пятиэтажного Музея оружия в Туле.
Удар в нос
- Долгое время ходили слухи, что Шлем должен был появиться не в Туле, а на Куликовом поле…
- Эта идея родилась сразу после 600-летнего юбилея. Но то, что хорошо для города, в частности для Тулы, сразу создало бы много проблем на Куликовом поле. Нам проект не подходил.
В музее-заповеднике есть вертикальная доминанта - колонна в честь Дмитрия Донского. Других высотных строений рядом просто не должно быть.
А сейчас именно поле сражения становится центром. Дорожка, по которой будут проходить экскурсии, лежит через него. Также есть смотровая площадка, с которой открывается великолепный, захватывающий пейзаж.
Кроме того, мне очень хочется, чтобы посетители могли почувствовать дух поля. Пройтись по нему, вдохнуть запахи чабреца, земляники, степи, которые бьют сразу в нос. Этот удар позитивный и, поверьте, запоминается на всю жизнь.
Свой голос
- Как-то вы обмолвились, что финансирование не всегда стабильно. Может ли это затянуть строительство?
- Куликово поле - особо ценный объект прямого федерального подчинения, на строительство комплекса выделяются федеральные деньги. Поэтому не думаю, что возникнут проблемы. К тому же у нас много друзей, есть поддержка региона, и благотворительность даёт свои плоды. Например, народный вклад в будущий мемориал - звонница. Теперь у музея есть свой голос.
- Завершился Год культуры. Что важного произошло за тот год?
- Самое значимое для меня событие произошло 26 декабря. Президент подписал документ «Основы государственной культурной политики». Что мы представляем, когда слышим слово «культура»? Театр, музей, филармония. Это лишь часть.
Культура - это основа всей деятельности человеческого общества. Мы же хотим, чтобы нас окружали грамотные специалисты, чтобы появлялись инновации. Но инновации появляются лишь благодаря тем, кто может творчески мылить. А творчество и культура очень близки.
Или ещё пример - армия. Как показывает история, русский народ духом был сильный, поэтому и побеждал, а не только благодаря военной подготовке, вооружению и физическим упражнениям. А чтобы дух укреплять, надо народ «окультуривать».
- Этот год посвящён литературе. Что это даст?
- Главное - научить людей читать. Ведь есть надписи на заборах, а есть хорошие издания. Сейчас многие обходятся новостями из газет, но нельзя забывать и про книги. Любовь к художественному слову, утерянную когда-то, надо возрождать.
Объявить после Года культуры литературный год - абсолютно логично. Это звенья одной цепи. Тем более что не за горами у нас чемпионат мира по футболу, поэтому надо обучать болельщиков культуре.
К сожалению, мы ещё не пережили советское прошлое, когда мероприятия проводятся только «для галочки», но это можно преодолеть.
Никто не ставит невыполнимых задач - изменить что-то кардинально за один год, надо просто выстроить системно-плановую деятельность. Например, заняться всерьёз районными библиотеками, им необходима поддержка. Может, этот год даст такой старт.
«Горлом берут»
- Сейчас всё чаще каждый мнит себя профессионалом, будь то художник, поэт или, например, скульптор…
- Обман присутствует. Одно дело создать стоящее произведение, и совсем другое - его «продвинуть». Есть много примеров из истории, когда талантливые люди не находили признания из-за скромности и неумения себя преподнести. В то же время всегда были те, кто обладает отличными навыками менеджмента и «берёт публику горлом». В таких случаях я советую слух отключать и сначала посмотреть самому.
- Памятник блохе, который скоро появится в Туле, - такой случай?
- Эта скульптура идёт против исторической правды. Мастерство Левши было не в том, что он подковал такого монстра, а как раз наоборот. Но человек имеет право на творчество. Понятно, что автору хочется, чтобы его творение стояло на видном месте, например, на территории кремля, но Тульский кремль - это памятник архитектуры, истории и археологии, любые формы, появляющиеся там, должны быть обоснованы и продуманы. Есть много других мест, где он прекрасно бы смотрелся.
Опросы населения - это отличный способ информирования. Но голосуют непрофессионалы. Мы же не спрашиваем у жителей, какой фундамент закладывать или какую систему безопасности выбрать. С культурой то же самое. Заполнять пространство города должны профессионалы, имеющие соответствующее образование.
- А сегодня это должное образование можно получить?
- Вы, наверное, о ЕГЭ. Тут сработал русский менталитет, когда мы сломали одну систему и взяли другую. После нескольких лет стало понятно, что ошиблись, она далеко не идеальна. Самое худшее, что сейчас может произойти, - это возращение к тому, что было. Надо теперь пытаться усовершенствовать то, что есть.
Не берусь оценивать сегодняшнее образование, но могу поделиться некоторыми наблюдениями. Во время праздников мы часто устраиваем площадки для фотографирования. Чтобы туда попасть, надо ответить на элементарный вопрос о Куликовской битве - кто воевал или в каком году состоялось сражение. Многие не могут ответить, и не только дети. Но это маленькая выборка, не хотелось бы судить по ней.
Дети раскопок
- Ваш музей можно смело назвать семейным…
- Семейные ценности сегодня подвержены девальвациям. Если ничего не делать, то мы утратим их полностью. Мы стараемся делать семейные экспозиции, чтобы дети и родители могли проводить время вместе.
- В вашей семье они ещё есть?
- Воспитание моих детей проходило в процессе работы. Обе мои дочки выросли на раскопках. Здесь же нашли себе мужей. Теперь с нами ездит и моя полуторагодовалая внучка. Вот такая у нас семейная традиция. Главное, чтобы традиции были, не важно, какие они и с чем связаны.
Я помню, как в детстве ходил на демонстрации и как после них с родителями приходили домой, собирались за столом, пели песни, разговаривали. Я тогда ничего не понимал, не помню уже и тем беседы, но до сих пор помню эмоции и чувства - мне было комфортно.
Сейчас сложно балансировать между работой и домом, но это необходимо. Нашим родителям тоже было нелегко, но на нас они находили время.
Я до сих пор помню немногочисленные выезды с отцом на природу. Палатка, костёр, ночные посиделки и звёзды - всё это оставило светлые воспоминания и теплоту в душе…