Голос - 30 процентов певца
Антонина Позднякова, «АиФ в Туле»: Елена Николаевна, в вашем коллективе «Дебют» - самые разные исполнители: одни пришли из музыкальной школы, кто-то просто хочет научиться петь, а кто-то всерьёз думает о музыкальной карьере…
Елена Адамова: Мой коллектив - это прежде всего люди. Мне абсолютно не важно, какое у них за плечами образование или его отсутствие, просто если они действительно хотят научиться петь, то обязательно научатся.
Есть у меня, например, ученица Даша Лебедева, которая говорит, что «Дебют» - это состояние души. Название коллектива выбрано не случайно. «Дебют» - это старт в будущее. Разумеется, я не ставлю перед собой задачи, чтобы все мои ученики поголовно стали профессиональными вокалистами, да этого и не требуется. Самое главное, чтобы мои воспитанники прежде всего выросли хорошими людьми. А если кто-то из них поставит перед собой цель заняться в будущем творчеством профессионально, то они всегда могут рассчитывать на мою поддержку.
- Вы так говорите, будто бы это абсолютно каждому дано…
- Всего можно добиться. Главное - желание. Думаете, все, кто сейчас блистает и добивается высот, изначально были звёздами и первыми скрипками? А знаете, сколько в каждого из них вложено труда педагога? Ко мне приходили дети, которые не попадали ни в одну ноту. Но я берусь отдавать им всё, что могу им дать, и если они готовы это принимать и, не побоюсь этого слова, «пахать», они непременно добьются высокого результата.
У меня занимается один мальчик, который пришёл ко мне достаточно поздно. Любое моё замечание он принимал в штыки, сразу становясь таким «ёжиком», - замыкался в себе и распускал свои иголки. Говорю ему: «Я ведь «играю» на твоей стороне, мне-то виднее, как на самом деле лучше». Сработались, процесс пошёл, теперь он воспринимает критику как возможность к развитию.
Кстати, голос - это не весь певец, а только его 30 процентов. Певец - это прежде всего артист, а в артисте всё должно быть гармонично: внешний вид, вокальные способности, харизма, уникальные особенности. Поэтому мы работаем над мимикой, жестами, постановкой. Ведь нельзя же, согласитесь, петь о любви с таким лицом, что людям может показаться, что у артиста несварение желудка.
- Создаётся впечатление, что вы довольно строгий руководитель, это так?
- Дело в том, что любой руководитель коллектива - будь то оркестр, хор или театр - имеет дело с творческими людьми, которые, ни для кого не секрет, подчиняться не любят. А в нашем деле важна дисциплина. Поэтому я держу всех в достаточно жёстких рамках, иначе просто коллектив не сложится.
Утром деньги, вечером диплом
- Ваши ученики - участники и победители многочисленных профессиональных конкурсов…
- Конкурсы - это часть учебного процесса. То же самое, например, и в спорте. Ты должен видеть других людей, понимать, к чему надо стремиться. Если будешь сидеть ровно на одном месте, то никогда не поймёшь, к чему тебе стремиться и что есть люди сильнее и профессиональнее тебя. Здоровая конкуренция всегда должна присутствовать.
Но при этом не стоит забывать, что конкурсы тоже бывают разные. В одних тебя оценивает международное жюри, ты выступаешь перед знатоками и мэтрами. А есть и такие (и достаточно престижные), только за участие в которых берут деньги. Получается, заплатил - и гарантированно получишь по меньшей мере диплом участника крутого конкурса. Считаю, что это не совсем правильно.
Мышиное счастье
- Одним «Дебютом» вы не ограничились и создали четыре года назад ещё и музыкальный театр «Притяжение». Вот скажите честно, это всё делалось на одном энтузиазме?
- В жизни всегда надо делать что-то интересное, новое. Помню, в детстве я как-то посмотрела одну телепередачу о здоровье. Там показывали мышей, которые сидели в двух пластмассовых прозрачных коробках. В одной коробке, кроме еды, ничего не было, а в другой у мышей были «игрушки» - бумажки и прочие развлекающие предметы. И, надо сказать, мыши в «творческой» коробке чувствовали себя многим счастливее своих собратьев. Их, конечно, не морили голодом. Но благодаря тому, что у них было что-то ещё, кроме простого сытого существования, их жизнь становилась более насыщенной и яркой.
Поэтому вместе с моей коллегой режиссёром Еленой Демидовой мы создали музыкальный театр «Притяжение». В театре у нас главенствует принцип: мы берём всех желающих, даже тех, у кого нет музыкальных и творческих способностей. Мы считаем, что если у человека есть старание и усидчивость, он рано или поздно найдёт свою стезю и обязательно займёт в театральной труппе своё достойное место. Поверьте, это так, ведь мы воспитали уже не одно поколение. Кстати, на наш взгляд, нынешние дети более одарённые, они имеют больше возможностей и более широкий кругозор, эрудированность. Они пытливы и любознательны, с ними работать очень интересно. Так что те, кто говорит, что «молодёжь сейчас не та», не правы. У молодёжи нынешней глаза горят - сама видела.
- Правда, что для своих учеников вы иной раз чуть ли не мама родная?
- Дети у меня были разные, из разных семей. Могут и о семейных трагедиях рассказать, поделиться чем-то сокровенным. Значит, доверяют. Я считаю, что если есть возможность помочь человеку, то сделать это нужно обязательно. Помните, в самом начале я вам рассказывала про мальчика, который превращался в «ёжика» при каждой встрече со мной? Теперь он учится в Италии. У него от природы был прекрасный голос, но для того чтобы в полной мере развить свой талант, ему нужно было, во-первых, избавиться от своей «ежовой» позиции, а во-вторых, получить классическую базу. В моём коллективе он получил и первое, и второе.
Кстати, я работаю и с родителями моих воспитанников. Часто бывает так, что они остаются на моих занятиях, наблюдают за успехами своих детей, что я очень приветствую. И я им - родителям - сразу говорю: не только ваши дети ко мне поступили, но и вы тоже.
Повезло с педагогами
- А вы сами помните своих педагогов?
- Сначала я училась в Туле. Мне очень повезло, моим педагогом была Любовь Райхель, дочь известного скрипача Григория Захаровича Райхеля, в честь которого названа одна из тульских музыкальных школ. С Любовью Григорьевной мы были в очень тёплых отношениях. Я часто бывала у них дома. Потом переехала в Москву, где мне посчастливилось стать ученицей дирижёра Андрея Кожевникова, а моим педагогом по вокалу была Ольга Морозова, супруга солиста Большого театра. Кстати, именно в Москве я впервые стала самостоятельно заниматься вокалом, ведь изначально в Туле я училась на пианиста. Окончив вуз, я вернулась в Тулу, но уже не учиться, а учить. Поначалу мне казалось, что всё это череда случайностей. Но теперь, спустя двадцать лет, я поняла, что ничего случайного не бывает: тому подтверждение - многочисленные награды и победы моих учеников в различных конкурсах.
- Ваши мечты и желания изменились за эти годы? Что вы, например, просили у Деда Мороза на Новый год 20 лет назад и о чём, возможно, попросили бы его сейчас?
- 20 лет назад у меня не было ничего - ни «Дебюта», ни достижений, ни таких учеников. Но тогда у меня был сын, воспитанием которого я занималась. Он подрос, встал на ноги и поступил учиться в МГУ. И я немного освободила для себя времени. Теперь занимаюсь театром.
Я очень благодарна за то, что у меня есть эта команда - люди, на которых можно положиться. На самом деле очень сложно в творческой среде найти человека, которому ты можешь довериться, с которым тебе легко работается. Это очень ценно.