Актёр и режиссёр, человек, снимающий честное и доброе кино для детей, Александр Карпиловский приехал в Тулу, чтобы ещё раз обратить внимание на бездомных животных, показав фильм «Частное пионерское».
Кинотерапевт
Олег Хафизов, «АиФ»: Александр Юрьевич, медицина дала нашей литературе и искусству много выдающихся людей - Вересаев, Чехов, Булгаков… Она как-то повлияла на выбор вашей творческой профессии?
Александр Карпиловский: Врач - это образ жизни. Нельзя быть бывшим врачом, и, наверное, я сейчас использую кино как некий психотерапевтиче
- В фильмах ностальгического содержания, таких как «Стиляги», поколение «отцов», как правило, изображается в неприглядном свете. У вас же откровенно плохих людей нет, за исключением главного преступника. Такой подход неслучаен?
- Мне не хотелось клеймить никого - ни директора, ни учительницу, ни папу героя. У каждого своя правда, и в этом, наверное, многозначность этой истории, её глубина.
А кроме того, добрый милиционер в финале фильма - это некий привет из советского кино. В финале мог появиться и директор цирка, из которого сбежала собака Савва, и добрый председатель обкома партии, и кто-то ещё. В советской мифологии такое лицо, несущее в себе сверхправду, было всегда. Так что в этом фильме я использовал знаки советского кино. И здесь милиционер пришёл как носитель высшей справедливости.
Четвероногий талант
- Где вы нашли такую талантливую собаку?
- Савва - собака, подготовленная специально для кино. Её нашли в приюте. Кинолог, занимающийся подготовкой собак для кино, имеет целый большой питомник в Питере. Она искала собаку, похожую на дворнягу. Из очень большого количества собак выбрала этого щенка и за два года сделала из него киноактрису. Работа собаки в кино состоит из множества мелких заданий. Это целое шоу, между съёмками народ во дворе собирается и смотрит, как в цирке, как один за другим следует набор приёмов.
- Фильм снимался где-то в глубинке?
- В городе Дзержинске Нижегородской области. Этот город очень хорошо сохранился. Это абсолютно советский город, построенный архитектором, влюблённым в Петербург, и поэтому Дзержинск немножко похож на Питер. К тому же он оказался очень кинематографичны
- Такие фильмы вообще выходят в прокат?
- С прокатом сложно. Конечный потребитель проката - это вы, зрители. Но у продюсеров имеется устойчивая точка зрения, что вам это кино не нужно. Что вы, зрители, на это кино не пойдёте. Прокат вообще очень неохотно берёт семейное кино и не понимает, зачем оно нужно. Потому что, по их мнению, при выборе какого-то блокбастера, убойной комедии или семейного фильма зритель выберет два первых. Перебить эту точку зрения невозможно. Поэтому прокат может происходить с большим трудом весной, на каникулах.
Я считаю, что это вполне симпатичный фильм для просмотра всей семьёй по Первому каналу. Но…. Поэтому в нашей стране с детским кино сейчас большие проблемы. Руководство культурой говорит, что детское кино нужно, но ничего для этого не делает. По телевизору наше детское кино не показывает, а в кинотеатрах идут только мультики.
Личная история
- К работе меня подвиг продюсер, который позвонил и спросил: «Не хочешь ли ты снять фильм про пионеров?» Но эта идея была внутри меня и зрела давно. Мне хотелось поделиться воспоминаниями о моём детстве. Для меня это очень личная история, хотя такой собаки у меня не было. Это история, которую я бы хотел, чтобы она со мной произошла.
- У неё есть литературная основа?
- Есть книга «Частное пионерское» Михаила Сеславинского - нашего бывшего министра печати и информации. Это сборник рассказов, который он решил экранизировать. Тогда борьба с коррупцией в стране была ещё не так сильна, и он мог позволить себе выделить на это средства. Появился бюджет, затем режиссёр, затем сценарист. Сценарист с режиссёром посидели и придумали, как эти бессмысленные рассказы превратить в кино. И вот мы придумали совершенно оригинальную историю, в которой от этих рассказов осталась только собака. Для «киношного» формата это очень мало, поэтому работа шла очень жёстко.
- У вас есть ощущение, что фильм получился?
- С этим фильмом мы целый год ездили по разным фестивалям и получили много призов. Но вначале, после того как кино сделано, ты вообще не понимаешь, хорошо оно или плохо, нравится или не нравится. В Туле в зале было не так уж много народу и сидели вы очень тихо. Так вот два года назад на таком показе я, наверное, с ума бы сошёл. Из-за полной тишины я бы подумал, что кино совсем не нравится. Теперь же знаю, что его принимают - чуть больше, чуть меньше, но в целом хорошо.
- При малом бюджете у вас, тем не менее, снимаются хорошие актёры.
- Да, пришла Юлия Рутберг. Для неё это была акция, потому что её папа снимался в фильме «Добро пожаловать…». Она прочитала сценарий и сказала, что по интонации наш фильм похож на «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». Шикарно играл Роман Мадянов, он даже получил приз на одном из кинофестивалей - за лучшую мужскую роль в детском фильме. Вообще, когда я им говорил о том, что это детское кино, они с радостью принимали участие. Роман пришёл, совершенно честно отработал и сыграл пьяного. Грешным делом, я даже думал, что он на самом деле пьяный: думаю, Рома выпил, ну да ладно - играет и играет. И только в конце, когда он переоделся и стал прощаться, я понял, что он был абсолютно трезв и просто играл. Причём он заранее спрашивал, какую степень опьянения нужно изобразить: стакан, полбутылки, бутылку, две?
- Говорят, что работать труднее всего с животными и детьми.
- С животными работать просто невозможно, потому что им нельзя поставить задачу. С ними работает дрессировщица, в данном случае - кинолог. Она биолог, специалист по психологии животных. Ей можно просто сказать, что надо делать, и собака будет всё делать, как сказано.
С детьми сложнее. Как актёров, я учил этих ребят всему - действию, сверхзадаче и т. п. Вообще, я заметил, что актёрски одарённые дети - взрослые не по годам. Главное - заставить их быть самими собой и ничего не играть. Ведь везде, куда бы они ни приходили, их учат играть. И худшие дети - отравленные театром. Самая большая сложность - заставить человека вспомнить, что такое ненаигранная жизнь.
Ученик Эйзенштейна
- Ваше отношение к бездомным животным?
- Недавно был в Израиле, и что удивило - я не видел там бездомных собак. Там все собаки живут с людьми. Правда, там полно потрясающе красивых бездомных кошек…
Конечно, когда кругом ходят стаи бездомных собак, это ужасно и смотреть на них жалко. Я также не люблю цирки с животными: просто этого не понимаю. Сейчас условия не позволяют нам держать собаку, но в детстве она была у нас. Я считаю это большой заслугой моих родителей и уверен, что ребёнок должен расти с собакой.
Мои друзья сейчас занимаются канистерапией. Это когда дети с аутизмом получают терапевтическую помощь от собак. Я считаю, что это дело будущего. А пока четвероногие ещё недостаточно оценены.
- Вы сейчас работаете в качестве актёра?
- Для того чтобы работать актёром, надо проходить пробы, через некоторое время приступать к съёмкам и приезжать на съёмки - скажем, раз в неделю. Если роль большая - то и несколько раз в неделю. Если же ты работаешь режиссёром, то это невозможно. Мое актёрское прошлое прекрасно, но, если честно, оно мне надоело.
- На вашем творчестве отразилось влияние вашего учителя Александра Митты?
- Его влияние огромно, он меня всему научил. Мне это приятно, потому что он говорил, что он - ученик Ромма, а Ромм - ученик Эйзенштейна. Я же - ученик Митты. Библейская последовательнос
Неформатные трусы
- Какие моменты съёмок были самыми трудными?
- Были забавные моменты. К примеру, снимали переправу через реку - актёр, исполнявший роль Мухомора, с вечера напился, а утром ещё был под впечатлением от вчерашнего. Когда он должен был плыть, оказалось, что у нас нет трусов того времени. И он поплыл в плавках, которых тогда не было, но по пути их потерял. Из воды он вылезал без трусов. В дальнейшем этот кадр вырезали.
Самым сложным был последний день, когда снимали остров, освобождение собак и драку. Это был какой-то ужас: много кадров, последний день, закончили уже в ночи. В последнем кадре герой сидит в машине и плачет. Я попросил Егора вспомнить что-нибудь такое, от чего бы он разрыдался, и через некоторое время переключился на разговор с другим актёром. Тут Егор дёрнул меня за рукав и спросил: «Дядя Саша, так?..» - слёзы текли ручьём, но камера не была включена.
Мы не могли успокоить его до конца съёмочного дня, и он чуть не сорвал нам смену, но кадр получился очень трогательный.