Примерное время чтения: 7 минут
3857

Родина «Дурака». Автор остросоциальной драмы встретился с туляками

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. "АиФ в Туле" 11/11/2015
Александра Богомолова / АиФ-Тула

Как кажется, Юрий Быков, режиссёр фильма «Дурак», большая часть которого снималась в Туле, ни в одном своем интервью не обмолвился о романе «Идиот» Фёдора Достоевского. Возможно, отсылка к классику и не входила в его творческий замысел. Тем не менее аллюзия с князем Мышкиным Фёдора Михайловича, образом человека «положительно прекрасного» и главным героем «Дурака», пусть ненавязчиво, но напрашивается.

Выгнали с родины

Достоевский, подчеркивая нереальность такого «идеального» человека, сделал своего Льва Мышкина в прямом медицинском смысле «не от мира сего». Быков говорит, что тоже не верит в то, что его герой - слесарь Никитин, который пытался спасти от гибели людей, живущих в доме, могущем с минуты на минуту рухнуть, и терроризирующий чиновников, готовых похоронить всех под обломками, - мог бы существовать на самом деле. В этом и состоял, как говорит режиссёр, его авторский замысел: поместить такого человека в абсолютно реалистичный контекст и посмотреть, что из этого выйдет. Кончилось всё плохо.

Зрители.
Зрители. Фото: АиФ-Тула/ Александра Богомолова

- Как реагировали чиновники, мэры на вашу картину?

- Смотрели ли они мой фильм, честно говоря, не знаю. Подчёркиваю: снимал не про Тулу - я снимал в целом про провинцию, про саму ситуацию там. Наибольший нагоняй, как ни странно, я получил в родном Новомичуринске. Там напряглись. Мало ли, с проверкой кто приедет. Это понятно. Где я родился и вырос, что видел  - то и снимаю. И  краски не сгущаю, всё показываю максимально честно. Никаких особенных сволочей у меня нет. Всё-таки, люди - часть системы, и вот про эту систему я и снимаю.

Тульские ночи

- Почему же для съёмок вы выбрали именно Тулу?

- Потому что удобно территориально и транспортно. В Москве и Подмосковье снимать сложно, много препятствий. В моём Новомичуринске мне сразу дали понять, что с такими съёмками меня там не ждут. А в Туле и я никого не знаю, и меня никто не знал тогда. Город посмотреть, правда, не успел. Снимали в основном по ночам, днём спали.

«В своей работе я отдаю дань человеческому в той нечеловеческой системе, в которой оно находится».
«В своей работе я отдаю дань человеческому в той нечеловеческой системе, в которой оно находится». Фото: АиФ-Тула/ Александра Богомолова

- Почему всё-таки дом, который весь фильм должен был рухнуть, похоронив под обломками его несчастливых обитателей, в конце не рухнул?

- Потому что на компьютерную графику пришлось много денег тратить. (Смеётся.) Но вообще нет, конечно. История-то не о доме, хоть он и является одним из главных персонажей. Картина о среде, в которую попадает некая «неестественная субстанция» - своего рода ангел, святой. Я ведь не  верю в существование такого человека в реальности. Если бы это был школьник, ещё можно было бы поверить. Но человек, который дожил бы до такого возраста и обзавёлся  семьёй… Вряд ли. К слову, я не считаю главного героя центральным в своей работе. Меня больше интересовала среда и её реакция на такого непонятного «юродивого». Но таких либо очень мало, либо совсем нет. Потому что социальный договор требует компромисса. Выживание, простите за тавтологию, это основа выживания. Если ты не идёшь на компромисс с действительностью, тебя съедят.

Или компромисс, или система тебя, дурака, раздавит.
Или компромисс, или система тебя, дурака, раздавит. Фото: АиФ-Тула/ Александра Богомолова

Боль Балабанова

- Почему фильм посвящён Алексею Балабанову?

- Я не был с ним лично знаком. Он был замкнутым человеком, немногих к себе допускал. Я к его творчеству отношусь одновременно и с любовью, и с сочувствием. Оно очень болезненно. Он был бескомпромиссным, честным, серьёзным, жёстким, открытым и прямым. И было видно, что ему больно. Ему вообще постоянно было больно. А после того как погиб Сергей Бодров, он окончательно расклеился. Я посвятил фильм Балабанову, потому что он умер в тот год, когда «Дурак» делался.

- В интервью вы когда-то говорили, что кино может что-то изменить. Правда, верите?

- Не помню, если честно, таких слов. Я хотел показать, что все по-разному реагируют на ситуацию, но человеческое есть в каждом. За редким исключением. Я же не врач, не таблетки раздаю, не прописываю антидепрессанты. Я показал, что будет, если ситуация зайдёт слишком далеко.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах