5 октября исполнится 155 лет со дня смерти Алексея Степановича Хомякова. С именем поэта, художника, богослова связано село в Тульской области Богучарово.
О родовом поместье Хомяковых, преданном есениноведе и туристической Туле мы говорим с поэтом и краеведом Валерием Ходулиным.
Краеведческий заряд
Антонина Позднякова, «АиФ в Туле»: Валерий Георгиевич, вы один из создателей фильма о Хомякове. Почему именно о нём?
Валерий Ходулин: В начале 90-х годов я вёл цикл передач «незабвенные имена» на местном радио, рассказывал о тульских известных туляках. Позже понял: надо публиковать эти материалы. В итоге появились две книги о туляках, чьи имена должны быть известны, на мой взгляд, каждому жителю нашего региона.
Идея снять фильм, используя мои очерки, появилась не без участия молодого, но любознательного и увлечённого туляка Дениса Гастева. Оказалось, он не только родной край изучает, но ещё и занимается видеосъёмкой. Мы заражались друг от друга краеведческой энергией, и мне кажется, что сейчас он уже больше моего знает.
- Это же не первый фильм в вашей биографии?
- Первый был о Василии Федосеевиче Федосееве, архитекторе, ученике Карла Росси, спроектировавшего в нашем городе много интересных зданий. В частности, колокольню Всехсвятской церкви, храм Петра и Павла у сквера афганцев, Спас-Преображенский собор напротив кремля. Участвовал в проектировании дома Дворянского собрания.
Чтобы снять этот фильм, мы вставали в пять утра. Позже начинают ездить машины, меняется музыка города, и старинная архитектура теряет историческое очарование. В наших фильмах нет бытовой непрофессиональности. Хотелось поднять и держать высокую планку. По-моему, удалось.
Ещё одна причина, по которой нашим вторым героем стал Алексей Степанович, - это его личность. Когда речь заходит о нём, люди первое что вспоминают, это его причастность к славянофильству. Почему-то он представляется «сухим», хотя на самом деле он был талантлив и уникален. Судите сами, Хомяков - автор всемирной истории, изобретатель паровой машины, геолог, спортсмен, воин, врач-гомеопат, политик, ярый противник крепостного права.
С Иваном Тургеневым и Львом Толстым Алексей Хомяков выступал в доме дворянского собрания за отмену крепостничества.
Кроме того, он был верным мужем и порядочным семьянином. Его жена Екатерина Михайловна - первая и единственная женщина в его жизни. У них родились 11 детей, правда, двое умерли в младенчестве. Как человек православный Хомяков дал обещание, что вступит в связь с женщиной только после свадьбы, так и получилось. Какая духовность таилась в этом человеке! А ведь он был богат, мог позволить себе шиковать, гулять и наслаждаться жизнью.
Наш фильм мы назвали «Славянофил по духу и по крови». Славянофильство - это не только язык, это восприятие жизни, отношение к родине, к традициям и ценностям своей страны.
Мы теряем корни, печально слышать истории о полном невежестве. Вот Денис рассказывал: «Во время съёмки одной свадьбы мы приехали в Ясную Поляну, сделали фото, прошли мост, а дальше кто-то из гостей спрашивает: «А чей это дом-то стоит?».
Скатились
- Не пора ли вновь ввести моду на славянофильство?
- Стоило бы. Мы перестали бережно относиться к языку. Ведь это не только наша речь, это и внешнее «убранство» города. А что мы имеем? Торговый центр у кремля. На фасаде - ни одного русского названия, кругом иностранщина. Мы что, в Америке?
Потеряна культура речи, культура общения. Мало где услышишь русскую речь, чистую и красивую. Скатились...
Когда я учился в университете, мы искали определение поэзии, самое верное, что я услышал: поэзия - это лучшие слова в лучшем порядке. Эта формула работает не только для поэтов, к этому должны стремиться все.
Как приятно беседовать с человеком, который виртуозно может играть словами и облекать свои мысли в грамотную речь.
Отношение к литературе стало отвратительным. И во многом это из-за того, что читателя отстраняют от писателя. Читатель перестаёт общаться с писателем. В районных газетах, где раньше печатались стихи местных авторов, уже не увидишь стихов. Ведь лучше на её место поставить рекламу.
Раньше в стране пропагандировали литературу, благодаря чему писатели были желанными гостями в школах, колхозах, военных частях. Нас узнавали, наши стихи помнили, а приезда ждали. Людям в рабочих буднях нужна радость, поэты эту радость несут.
Поэзия - это откровение. Говорю о тех поэтах, которые, используя разные инструменты, открывают читателям другой мир. Но есть среди так называемых поэтов и те, чьи книги - ложка дегтя в мёд литературы.
- Может быть, в газетах нет стихов, потому что людям они не нужны?
- А как же хождения в народ? Понимаете, поэт должен писать так, чтобы внутри что-то ёкало.
Вот от стихов Пушкина, Лермонтова, Блока, Твардовского у меня внутри ёкает. Эти поэты - это люди, несущие народу духовность, красоту, виртуозно владевшие русским языком.
Я не берусь рассуждать на тему современного образования. Но в наши времена были учителя-энтузиасты, формировавшие вокруг себя активных школьников. Они ездили с ними по усадьбам и не только рассказывали о писателях, но давали возможность почувствовать поэзию, быт, дух этого места. Ребята благоустраивали музеи и заодно узнавали быт того времени, особенности жизни, скажем, Поленова, Толстого, Хомякова, Тургенева.
Тула немузейная?
- Чем нынешний Год литературы отличался от других годов?
- Ничем. На открытие Года литературы не позвали ни одного писателя. Хотя, наверное, для чиновников, в их отчётах - чем-то отличается. Скоро вот открывается памятник Успенскому.
Мы который год бьёмся над созданием музея Есенина. Поэт жил в нашем городе три недели вместе с поэтом Клычковым. Почему было не открыть музей его имени, например, именно в Год литературы. Тем более что у нас есть в городе удивительный человек, преданный Туле, - Валерий Пилипенко, книголюб и есениновед. В его небольшой двухкомнатной квартирке- «хрущёвке» - свыше 10 тысяч томов книг. Есть уникальные издания Есенина, которые он готов передать в музей, но мне кажется, никому это не надо.
В Орле, например, существует семь литературных музеев, выпускается журнал, где печатаются стихи, рецензии.
- Тулу сложно назвать литературной, всё-таки это оружейная столица…
- Одно другому не мешает. Лев Николаевич - это глыба мирового масштаба, Ясная Поляна известна по всему миру, так что не только оружием и промышленностью славится наш край. Я проработал на Косогорском заводе 11 лет и при этом остаюсь поэтом и писателем, так что совмещать можно всё, было бы желание.
- Вы были председателем общества охраны памятников истории и культуры в регионе. В каком состоянии они сегодня?
- В последнее время ими стали заниматься. Наконец-то кремль, который 30 лет находился в запустении и ждал своего часа, стал похож на исторический центр города.
Конечно, надо ещё многое сделать. Ведь Тула на 80% была деревянная. В городе было особое зодчество. Если посмотреть на сохранившиеся картинки, то видно и наличники резные, и мелкие детали, и завитки. Тула славилась мастерами резьбы по дереву и камню.
Надо облагораживать и Тульский некрополь и при этом сохранить его уникальность. Вот, например, во Львове по историческому кладбищу идёшь как по парку, а в Питере за вход в Александро-Невскую лавру деньги берут. Нам же хотя бы до ума довести и дорожки сделать.
Ну а я с нетерпением жду преображения набережной Упы. Уже воображение рисует чистую реку, по которой идут катера, а на них - счастливые туляки.