Примерное время чтения: 12 минут
363

Екатерина Толстая о музее-усадьбе, семье и вечном

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ-Тула 14/11/2012

 Едва её супруг - потомок великого писателя Льва Николаевича Толстого - Владимир Ильич Толстой отправился в Москву, будучи призван на государеву службу в качестве советника российского президента по культуре, Екатерина Александровна взяла яснополянское хозяйству в надёжный оберег.

Нужна инфраструктура

«АиФ в Туле»: - Екатерина Александровна, вы уже полгода руководите работой музея. Каковы ощущения?

Е.Т.: - Владимир Ильич стал директором в августе 1994 года, а я появилась в Ясной Поляне в январе 1995го. Вскоре мы с ним поженились. Всегда были вместе, все дела и проблемы Ясной Поляны решали совместно. Поэтому, с одной стороны, работа директора для меня очень знакома и привычна, с другой - нова и интересна, так как добавилась ответственность, добавилось много новых направлений деятельности.

«АиФ в Туле»: - Губернатор, выступая на открытии тульского туристского форума, отметил, что в Ясной Поляне мало посетителей и их количество надо увеличить. Ясная Поляна выдержит наплыв гостей, если он всё же случится?

Е.Т.: -По пятницам и в выходные дни через дом Толстого проходит по 39-40 групп за день. Тогда как нормы Министерства культуры предписывают максимум 30. Поэтому в Ясной Поляне, поверьте мне, всегда много туристов, и с этим туристическим потоком мы справляемся.

Если думать о его увеличении, тут же встаёт вопрос создания инфраструктуры.
С этой задачей музей своими силами не справится. Когда мы, музейщики, говорим о развитии туристического направления в Ясной Поляне, то имеем в виду территории, её окружающие. Туристы должны иметь возможность приехать к нам на несколько дней, посетить наши филиалы. К примеру, новую экспозицию в НикольскомВяземском, посвящённую роду Толстых, а не только Льву Николаевичу. До сих пор жив и потрясает своим величием тот самый дуб, который видел Андрей Болконский. Но дорога от трассы Тула - Орёл до сельца Плотицыно, где находится НикольскоеВяземское, ужасная.

Поиск форм

«АиФ в Туле»: - Ясная Поляна является классическим музеем. Не считаете, что следует искать какие-то интерактивные формы?

Е.Т.: - Обязательно нужно внедрять разные формы. И мы этим занимаемся. Уже сегодня готовим аудиогиды на русском, английском и немецком языках. Они будут выдаваться в кассе музея за определённую плату или документ, как это принято в Европе. Человек, получив наушники, сможет несколько часов наслаждаться видами Ясной Поляны и её историей.

Помимо этого мы готовимся к строительству большого центра для приёма посетителей на территории, которая служит стоянкой для автомобилей. В нём будет большой сувенирный магазин, кафе. Мы туда перенесём разные службы из музея и освободим площади для дополнительных экспозиций. В ближайших планах - создание интерактивного музея в гумне, чтобы люди видели, как там проходил процесс молотьбы зерна. В общем-то, интерактивы хотим ввести не в мемориальные здания, но в хорошо отремонтированные, чтобы посетители могли увидеть быт и жизнь эпохи XIX века.

«АиФ в Туле»: - С чем связано, что цветы на клумбах в Ясной Поляне такие всегда невзрачные?

Е.Т.: - Вообще все цветы, растущие в Ясной Поляне, высаживаются по фотографиям времён Толстого. То есть, если тогда были анютины глазки или фиалки перед домом, значит, и мы высаживаем именно эти растения. Так что в наших, как вы говорите, неярких клумбах есть историческая составляющая.

Главная концепция музея - показать то, что было здесь на момент ухода Толстого из Ясной Поляны в 1910 году. Если бы у нас не было документов, если бы у нас отсутствовали фотографии того времени, тогда можно было бы дать плод своей фантазии, придумать что-то и сделать, а так - нет.

«АиФ в Туле»: - Ваш супруг Владимир Толстой, приходя на должность советника президента, был преисполнен энтузиазма, полагая, что сможет быть полезным в сфере культуры. Действительность соответствует ожиданиям?

Е.Т.: - Пока говорить сложно, но разочарования нет. Есть только надежды.

«АиФ в Туле»: - Интересы тульских музеев ему удается лоббировать?

Е.Т.: - Дело в том, что Владимир Ильич не лоббирует интересы даже Ясной Поляны, потому что должность советника многогранна. Его задача - грамотно выстроить культурную политику в целом.

«АиФ в Туле»: - Не тяжело жить на два дома?

Е.Т.: - Всё равно основной дом у нас - в Ясной Поляне. Владимир Ильич в пятницу приезжает, выходные мы проводим вместе, затем провожаем его на работу. Я тоже часто бываю в Москве, поскольку много дел в министерстве, к тому же сейчас у нас идёт объединение музеев. Музей «Ясная Поляна» и московский музей Толстого объединяются в единый Всероссийский музей Толстого. Так что у нас активная жизнь между Ясной Поляной и Москвой. У нас и деловое общение, и личное. Мы успеваем всё. Как-то привыкли находиться в таком ритме и видим только плюсы во всём этом.

«АиФ в Туле»: - Вы родились в Туле, а учились в Санкт-Петербурге. Почему?

Е.Т.: - У меня все мамины родственники и мама из Петербурга. Поэтому это мой второй город. Вообще, и дедушка и бабушка жили в Петербурге. Просто дедушка во время войны попал в окружение, поэтому был репрессирован. После того как он прошёл лагеря, его

отправили за 101-й километр - в Тулу. Потом он перевёз сюда и семью.

«АиФ в Туле»: - Как вас в роли жены приняла семья Толстого? Вы сильно волновались по этому поводу?

Е.Т.: - Прекрасно приняла, и всё в порядке. Волнение? Оно в любом случае бывает у девушки, когда она выходит замуж: как будет, как сложится её жизнь? Но семья Толстых очень позитивная.

«АиФ в Туле»: - Кто из родственников произвёл на вас особое впечатление?



Е.Т.: - Самое большое впечатление произвёл на меня, конечно же, мой муж. (Смеётся.) У Владимира Ильича был потрясающей красоты, интеллигентности и какой-то внутренней силы отец Илья Владимирович Толстой. Он очень отличался от всех глубоким проникновенным взглядом, какой-то природной интеллигентностью. К сожалению, не так долго я с ним пообщалась. Мы поженились в 1995 году, а в 1997м он, к сожалению, умер. Но эти два года мне дали для развития личности очень много.

«АиФ в Туле»: - Ежегодные встречи родственников Толстого больше важны для музея или для семьи?

Е.Т.: - И для музея, и для семьи. Для семьи, поскольку она всё время разрастается. Хотя сегодня есть Интернет, и можно общаться не встречаясь. Было очень важно, когда в 1991 году первый раз приехали потомки. Тогда они встретились после долгих лет разлуки, и с невероятно сильным эмоциональным зарядом положили начало встречам. Все писали друг другу письма. А тут встретились. Тем более на территории Ясной Поляны. Начиная с 2000 года возродили эти съезды. Сейчас очень важно, чтобы общалось между собой не только среднее поколение, а молодёжь, подростки, дети, потому что это будущее семьи. Если они будут знать друг друга и дружить, тогда семья будет жить и крепнуть. Это означает, что Ясная Поляна не просто музей, а живое место. Здесь был Толстой, чувствуется его дух, а сейчас здесь его продолжение.

Их дети читают предка

«АиФ в Туле»: - Ваши дети Толстого читают? Им нравится?

Е.Т.: - Сейчас старший читает «Войну и мир». Наверное, в 16 лет это тяжело, но читает, старается. Он выбирает для себя что-то интересное, то, что воспринимает его душа. «Детство. Отрочество. Юность» очень нравилось детям. Созвучно как раз душе молодого человека, подростка.

«АиФ в Туле»: - Сами изъявляют желание или заставляете читать?

Е.Т.: - И сами, и подкладываем книги, и школа. Много разных факторов. (Улыбается.) Могу сказать то, что они любят бывать в Ясной Поляне, знают музей, историю. Это без того, чтобы заставлять.

«АиФ в Туле»: -  Владимир Ильич говорил в одном из интервью, что старался даже не приходить на занятия, когда проходили Толстого.

 Сегодняшние дети - совсем иные. Им остро важно, какая атмосфера в классе. Нашим детям повезло. Они меня поражают умением ладить со всеми. Такое впечатление, что нынешнее поколение 14-16-летних знает всех в городе. Их мир много шире, чем у нас, и общения больше. Причём это не только Интернет. Они встречаются в спортзале, на площадке, в кафе, в парке. И находят удовольствие в живом общении друг с другом.

«АиФ в Туле»: - Где они получают образование?

Е.Т.: - Старший Андрей заканчивает одиннадцатый класс. Увлечён спортивной журналистикой. Знает всё о футболе и всё свободное время проводит на стадионе. А поступать думает или в МГУ, или на журфак в Высшую школу экономики. Но многое зависит от того, как сдаст ЕГЭ.

«АиФ в Туле»: - А младший Иван?



Е.Т.: - Раздумывает, кем хочет быть. Но то, что гуманитарий, я уже чувствую. Мы не давим. У него ещё есть три года, чтобы определиться.

«АиФ в Туле»: - Как Владимир Ильич строит с ними отношения?

Е.Т.: - Когда какой-то футбольный матч, они общаются по телефону. Обсуждают, переписываются в Интернете. Делятся своими идеями, мыслями, а личное общение - это, конечно же, в выходные.

«АиФ в Туле»: - Как-то Софья Андреевна назвала Тулу бесконечно грязным городом. Она и сегодня оказалась бы права?

Е.Т.: - Мне сложно судить, потому что Софья Андреевна приехала в Тулу, а я в ней выросла. Я чувствую, что сейчас наконец может произойти перерождение Тулы. Она должна стать приятным местом, удобным для жизни человека.

«АиФ в Туле»: - Но перерождение могло бы произойти гораздо раньше, если бы ему не мешали коррумпированные чиновники, сомнительные фирмы, получающие госзаказы…

Е.Т.: - Не знаю, как в глобальном смысле победить коррупцию, но считаю, что человек, как говорит Толстой, должен заниматься нравственным самосовершенствованием. Если каждый будет стараться меняться, то и жизнь вокруг изменится. Знаете, я счастливый человек, потому что вокруг меня только очень хорошие, добрые, положительные люди. Много друзей, близких мне людей, поэтому я считаю, что всё хорошо и нас ждёт хорошее будущее.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах