Недавно судебным решением музею-заповеднику «Поленово» подтвердил границы музея, установленные в 1991 году. Чем была вызвана необходимость обращаться в суд, как зарабатывает музей, а также о туристах и семейственности рассказала хранитель заповедника, Заслуженный работник культуры РСФСР Наталья Грамолина.
Наталья Грамолина: В Заокском районе сложилась весьма непростая ситуация. Мы вместе с представителями госорганов разгребаем ошибки и огрехи прошлых лет. Всем казалось, что «всё вокруг колхозное, всё вокруг моё». По этому принципу шла продажа земель, хотя, казалось бы, все понимают, что такое охранные зоны музея, зоны охраняемого ландшафта и регулирование строительства.
Но кто сейчас обращает на это внимание? Это же «мелочи», когда нужно решить сиюминутные проблемы, и они успешно решались. А когда государство начало думать о защите своих интересов и проводить «внутренний аудит», оказалось, что имеет место быть какая-то нестыковка. Земля государственная и охранять её должно государственное учреждение в лице музея – «Поленово» ли, «Дворяниново» или Ясная Поляна. Земли при попустительстве госструктур уходили. И тут началось противостояние: добросовестного приобретателя земельного участка никто не предупредил, что земля эта охраняется государством. Вот государству ничего и не оставалось, как подтвердить свои же обязательства по отношению к своей же земле и, что называется, власть употребить.
Когда меня спрашивают, что же делать в этой ситуации, я отвечаю: «Нужно провести филигранную работу, проверить, где и что правильно делается, а где нет и исправить». И главное, о чём говорят все музейщики всея Руси, ввести мораторий на продажу земель на территориях, на которых находятся учреждения культуры, на перевод этих земель в статус земель под индивидуальное жилое строительство. А в Заокском районе такая практика существует. Нет, не рядом с музеем, у нас-то земля более или менее защищена, но, скажем, в окрестностях Ненашева, Теряева переводят сотнями гектаров.
- Под жилищную застройку идут земли только сельхозназначения или лесные тоже?
- И лесные в том числе! Понимаете, нельзя одновременно служить и Богу, и чёрту. Нужно определиться с приоритетами в этой жизни. Вот занимаемся патриотическим воспитанием. А что такое патриотизм? Этой твой язык, твоя земля, великая культура твоего народа. Когда ты это понимаешь, впускаешь это в себя, ты чётко знаешь, что ты будешь защищать. Можно понаделать безумное количество пушек, и каждое новое поколение будет лучше предыдущего, но никто ещё не повторил (и не повторит!) «Московский дворик» Поленова, шишкинский «Сосновый бор», саврасовских «Грачей». Это - неповторимые вещи, точно так же, как наш язык. Упустим это – нас не будет как народа. Вы будете говорить на одном «птичьем» языке, я на другом, и мы разойдёмся, потому что мы никогда не поймём друг друга. Наш родной русский язык – это то, что нас объединяет.
Почему воруют?
- Наталья Николаевна, с 2005 года в Заокском районе был открыт такой неприятный и пока непрекращающийся марафон: здешние чиновники просто пачками идут на посадку по уголовным делам, связанным, в основном, с земельными махинациями. Неужели уроки не идут впрок?
- Не идут. Мы упустили патриотическое воспитание. Вероятно, такие люди так рассуждают: «Я иду в чиновники, а зачем? Чтобы взять». Потому что им дано очень мало времени и они могут что-то взять. Нет внутреннего нравственного закона: не твоё – не бери. А если ты идёшь работать в музей, ты идёшь на великую службу, на некоторую жертвенность и отречение от чего-то. Ты не услуги оказываешь, а служишь.
Почему я и говорю всё время, что культура должна стать приоритетом! С этого надо начинать и этим заканчивать. Тогда вы не будете сидеть у телевизора и смотреть, как дедушка съел бабушку, а потом выяснять по ДНК, его ли это бабушка, или его бабушку съел сосед.
Всё начинается с человека. И любое деяние нужно рассматривать с точки зрения влияния на его душу – и сегодня, и завтра, и через неделю, и что будет с его детьми. И отсутствие культуры рождает всё самое негативное и низменное.
Вот украли картину из Третьяковки. И когда мне начинают говорить: усиление, укрепление, чипы, датчики, электроника… Да, наверное. Но посмотрите, как реагировал народ – всем было наплевать. Я проделала в обучающем порядке со своими сотрудницами такой эксперимент: проходя мимо одной из них, выдернула сумочку, и она так на это очень бурно среагировала. Вот если бы в том зале, где экспонировался Куинджи, схватили сумочку, крика было бы до Абрамцева, Поленова, Ясной Поляны и Спасского-Лутовинова. А картину снимают – это прикольно! Фантастика! Дайте-ка я это на телефон сниму.
Не электроникой убережём, ибо на каждую гайку и болт найдётся – хакеры сейчас очень талантливые пошли…
- Вы клоните к тому, что самые страшные преступления начинаются с равнодушия?
- Конечно! Всё начинается с человека. И любое деяние нужно рассматривать с точки зрения влияния на его душу – и сегодня, и завтра, и через неделю, и что будет с его детьми. И отсутствие культуры рождает всё самое негативное и низменное.
Каждый дом – музей
- Наталья Николаевна, Грамолиных или Толстых в равнодушии упрекнуть сложно, но, тем не менее, порой возникает вопрос, а надо ли создавать и поощрять эту семейственность, хорошо это или плохо…
- А вы не порождаете семейственность. Ну, уничтожьте своих родителей, убейте их к чёртовой матери. Что такое семья? Это память о ваших дедушке с бабушкой – дай Бог, чтобы они были живы и по той, и по другой линии. Вы рассказываете о них детям, показываете их фотографии. И здесь тоже самое.
Культура должна стать приоритетом!
Лауреат Нобелевской премии по литературе, турецкий писатель и потрясающий музейщик Орхан Памук сказал, что каждая семья, каждая квартира, каждый дом – это маленький музей. И когда ты это воспримешь в себе – ты продолжение рода, которым гордишься. У Поленовых – это такой музей, но когда-то отданный народу. А у Толстых был Лев Николаевич, а в тютчевском Муранове после смерти Кирилла Васильевича Пигарёва, потомка поэта, советского литературоведа, музейного деятеля, учёного, никого не осталось. Вроде бы работает музей, всё хорошо, но ощущения дома, семьи, атмосферы больше нет.
Это же всё не галерейные музеи, вы приходите сюда, как в дом. Здесь этим духом можно проникнуться, окунуться в уют, который мы создаём с любовью к людям.
- В этом смысле можно говорить, что в Поленове всё хорошо. А в каком направлении сейчас развивается музей, какова динамика по туристам? Возможно, появляются какие-то новые продукты, которые вы готовы предложить посетителям?
- Про «продукты» вы мне не говорите, поскольку мы не делаем ни конфеты, ни что-то другое. Программ, проектов, планов очень много, особенно в этом году 175-летия со дня рождения Василия Дмитриевича Поленова. Откроется выставка в Петрозаводске, где его отец был директором гимназии. Наши карельские коллеги так и назвали эту выставку: «Возвращение в гимназию». Везём туда все работы Поленова, которые он сделал именно там, покажем совершенно удивительные материалы, недавно найденные в архивах.
Мы открыли на днях великолепную выставку в выставочном зале в Тамбове. Этот край связан не только с родственниками по линии бабки Поленова Веры Николаевны, воспитывавшейся в семье Гавриила Романовича Державина. Там замечательная усадьба Ольшанка. Её хозяином был герой Отечественной войны 1812 года Алексей Васильевич Воейков – дед Василия Дмитриевича. Там многое нужно восстанавливать, и для нас, потомков, важно было бы вызвать в людях чувство сопричастности к этому делу. Мы представили усадьбу в Государственной думе.
Очень много проектов, связанных и с Европой, и с Востоком – это такая «мягкая дипломатия».
Это опять Поленово. Василий Дмитриевич обошёл, обдумывая свой евангельский цикл Ближний Восток. Это и Константинополь, и Сирия, и Палестина, и Египет, а ещё ранее работал в Европе – Австрия, Германия, Италия, Франция. Он участник русско-турецкой войны в Болгарии и Сербии. Мы провели и готовим ряд фестивалей как в европейских странах, так и в России. В поленовском музее в этом году будет серьёзный «музыкальный фейерверк». И большое спасибо Тульской филармонии за это. Ведь Поленов считал себя более композитором, нежели художником. Кстати, в Саратовской консерватории студенты уже поставили его оперу «Призраки Эллады».
Надеемся, что в ближайшие годы в Туле появится «Поленовское подворье» на Благовещенской, где туляки смогут погрузиться в обстановку поленовской усадьбы.
Поленов не простит
- А зарабатывать музею удаётся?
- Мало. Мы всё время стараемся доказать Минкульту, что количество посетителей и заработанных денег – не тот критерий, по которому надо оценивать деятельность музеев. Или мы ставим воспитание, духовные, нравственные ценности во главу угла, или… Можно, конечно, проплясать вокруг музея, распевая при этом матерные частушки, и собрать по три тысячи с физиономии, но ты не можешь до этого опуститься, потому что Василий Дмитриевич Поленов не простит такого кощунства.
- Поленово – место массового паломничества туристов. Но как их считать? С музеем – понятно – по билетам. А гостиницы – все, кто там переночевал – туристы?
- Ну, гостиницы у нас нет. В Бёхово, где она должна была бы быть, раньше располагался пионерский лагерь, а теперь частный. Но об этой проблеме – в другой раз. Если говорить о тех, кто идёт через территорию музея-заповедника… А что им делать? Землю вокруг попродавали, к реке даже не выйти. Людям продали участки, заманив рекламой, но зачастую они могут гулять, как в заключении, только вдоль своего забора. И они приехали в наш музей погулять! Закрыться от них, брать входную плату? У нас нет ресурсов на пропускной режим.
Считать по билетам тех, кто прошёл в музей? Да, наверное. Однако, позволить неограниченный поток мы не можем – дому в этом году 127 лет, он деревянный. Не пускать тоже, разумеется, невозможно. Но это поверхностный пласт проблемы. А если говорить о глубинном… Давайте воспитывать детей и сделаем так, чтобы через 25-30 лет мы ходили бы по другой земле, с другим отношением к ней, друг к другу, к нашей культуре. Это безумно сложно, но ведь надо начинать, иначе мы уйдём в каменный век.
- К вопросу о доступности музея. У станции Тарусская хорошо налаженное пригородное сообщение с Тулой, Москвой и южным Подмосковьем. Но вот добраться от станции до музея очень сложно. Почему?
- А транспортникам невыгодно. Есть один рейс с Тарусской до Ланьшино – один рейс утром туда, и один вечером обратно с остановкой в Поленове по требованию, а когда-то было четыре рейса в день. Раньше Ока была судоходной – это ж какое удовольствие было: в Серпухове садишься на катерок, и через час ты в Поленово. Увы, река стала условно судоходной. Вот это и есть всё глубинные проблемы.
А вот в подворье на Благовещенской мы обязательно сделаем туристический отдел, организуем хорошие мероприятия. С Москвой, конечно, сложнее, но занимаемся и этой работой уже десятки лет.
Лопаты в руках дам
- Снегопады недавно мощные прошли – справились?
- Да. Основную дорогу, конечно, чистит муниципалитет, а у себя на территории силами музея убираем снег – техника есть, и лопаты берём в руки, если надо – мужики и дамы специально обученные.
- В завершение слово к нашим читателям...
- Приезжайте, приходите! Программы замечательные! Их много: летние музыкальные фестивали, межрегиональный весенний детский фестиваль «Курочка Ряба», постоянные театральные представления, (ведь 2019-й объявлен Годом Театра), балы! И мы сами готовы и выездные выставки проводить, и выступать с лекциями, и с детишками работать. Мы открыты!