Пробы химического карандаша
Андрей Лифке, «АиФ в Туле»: Александр, перед визитом к вам я рассуждал примерно так: сейчас встретит важный господин в хорошем костюме, усадит в кресло… А у вас тут настоящий художественный беспорядок, и по одежде видно, что оторвал вас не от председательской работы, а от самой что ни на есть творческой. Вы строгий костюм когда-нибудь надеваете согласно чину?
Александр Нахаев: Вот скоро поеду на съезд Союза художников РФ в Москву, возможно, и надену.
- И так всю жизнь? Расскажите о самом начале вашего творческого пути.
- Да, всю жизнь. А творческий мой путь начинался в бараке, в шахтёрском посёлке, где и родился. В крохотной комнатке, где стояла моя детская кроватка, стены были побелены извёсткой. И как-то там оказался химический карандаш. В общем, отец не успевал ликвидировать мои первые «художества». Поскольку моё поколение вполне можно считать ещё послевоенным, то понятно, что рисовали все мальчишки тогда: танки, взрывы, самолёты. Только почти все на этом свою творческую деятельность и закончили ещё в детстве, а кто-то вроде меня продолжил.
- Был в вашей жизни какой-то момент, окончательно определивший будущее?
- Не помню, как звали этого человека, но приезжал к нам в посёлок Подлесный, к соседу, художник из ленинградской академии. Однажды я увидел, как он уверенно, быстро и как бы просто так, невзначай нарисовал карандашом пепельницу в виде собаки, стоявшую на столе. Меня это просто поразило. А потом мама стала покупать мне тетрадки в косую линейку, хоть я ещё и в школу не ходил, и писать не умел. Лет пять мне было. Все они очень быстро изрисовывались от корки до корки. Потом уже появились у меня и альбомы.
- Можно сказать, что ваша мама стимулировала творческие наклонности сына?
- Безусловно. Когда мы переехали из посёлка в Донской, матушка моя посещала Дом пионеров, где занималась акробатикой. При учреждении была изостудия. И я попал в ученики к Алексею Анисимовичу Николашину, замечательному педагогу. Там пошли уже натурные рисунки. Яблочки рисовали, натюрморты. В студии царила волшебная атмосфера - благодаря множеству разных чучел, капителей, гипсовых фигур и прочих почти мистических для первоклассника предметов. Там я окончательно понял, что дело всей моей жизни - рисовать. Ни о чем другом не думал никогда более.
- Учёба уже на более высоком уровне, в Ярославле, давалась легко?
- Было очень интересно благодаря тому, что преподавательский состав в училище - старой закалки, очень сильный. И сокурсники в большинстве своём - тоже очень сильные. Нужно было соответствовать.
Реализм – был, есть и будет
- Как складывалась профессиональная карьера после окончания училища в Ярославле?
- В 84-м году я получил специальность художника-оформителя. Распределение - исключительно по Ярославской области. Но мама и тут мне помогла, оформила вызов в Донской, где до призыва в армию работал на заводе радиодеталей «Алунд». Три месяца занимался оформлением цеха, руководству очень понравилось. В армии служил картографом, отмечал перелёты самолётов вероятного противника вдоль Государственной границы. В какой-то мере это было связано с моей специальностью. После демобилизации не отдохнул и двух недель - предложили работу в художественном фонде Союза художников СССР, где мы с вами сейчас и беседуем. Место было, что называется, хлебное, но меня приняли без всякой протекции. Просто показал свои работы. Оформлял школы, техникумы, предприятия, Дворец культуры. Ну и, конечно, занимался собственным, не заказным творчеством. Если ты художник, то одним оформительством не удовлетворишься.
- От вопросов личного характера давайте перейдём к глобальным, касающимся сегодняшнего состояния живописи в России. В Новомосковскую художественную школу молодёжь раньше просто ломилась. А что сейчас?
- Интерес к живописи среди молодёжи сохранился. Но, увы, его стало меньше. 90-е годы тому поспособствовали, я считаю. В художественные школы отбор был в мои годы очень строгий. Теперь не то. Плати деньги - учись, проявляй свой талант, если, конечно, он у тебя есть. Правда, иногда из школы выходят очень талантливые художники. Недавно один из выпускников Новомосковской художественной школы поступил в Суриковский институт, а это для провинциала очень большой успех. А если говорить об общей тенденции, общеевропейской, то преобладает концептуальное искусство. Человек берёт кисточку, начинает что-то такое делать, даже не соображая, что именно. Потом придумывает название и говорит: мол, вот моя работа – это концептуализм. При этом её концептуальность понятна только ему самому. А в работе нет ни конкретики, ни глубины мысли, а то и самой мысли тоже нет. Нет связи со средой, с природой. Считаю, что художник должен писать то, что и после него будет восприниматься. Реализм - он есть и будет, и от него никуда не уйти. Иначе работа никак не будет связана с жизнью. То есть будет мёртвой.
В Третьяковке и на междусобойчике
- Как вы относитесь к популярному ныне граффити?
- Очень хорошо, если это делают профессионалы. В Питере я видел целый ряд граффити, выполненных с таким вкусом и мастерством, что я был потрясён. А если подростки малюют на заборах что им в голову сиюминутно взбредёт, то это баловство, а то и хулиганство. Никак не граффити. Не творчество вообще.
- А «Чёрный квадрат» Малевича?
- Эту работу невозможно прочувствовать, глядя на репродукцию хоть сутками. Надо идти в Третьяковскую галерею. Только глядя на оригинал, можно попытаться постичь всю глубину его творческого посыла.
Только глядя на оригинал, можно попытаться постичь всю глубину его творческого посыла.
- Традиционный вопрос о творческих планах…
- О своих личных не буду распространяться, а скажу о том, что сейчас мы, то есть наше отделение, продвигаем совместно с отделом культуры идею городского пленэра с привлечением молодых художников из разных районов области. С последующей выставкой наиболее интересных работ. Мы вообще очень ответственно стараемся работать с молодыми, всячески их поддерживаем и помогаем.
- Я заметил, что в вашей художественной биографии нет никаких званий, регалий, громких побед, персональных выставок за пределами региона…
- Художники, не очень хорошие, они ведь как «работают»? Последнее время было выдумано множество всяких альтернативных, так сказать, сообществ, объединений с очень громкими названиями. И появляется множество «мэтров» с этими самыми громкими званиями, вплоть до академиков. У таких, как правило, достаточно средств, чтобы устраивать вместе с себе подобными, форумы, на которых, по баснописцу Крылову, сами знаете, кто кого и как хвалит.
Я же предпочитаю просто работать. Мне это интереснее.