Актёр Борисом Драгилев – один из любимых туляками артист везёт в Тулу моноспектакль. Мы поговорили с ним о жизни, творчестве, педагогике и современном кинематографе.
Леонид Почекин, «АиФ в Туле»: Моноспектакль – особый формат, дающийся не каждому. Почему вы решили попробовать себя в этом жанре?
Борис Драгилев: Когда я только начинал работу в Молодёжном театре, был уверен, что несу искусство людям. С годами оказалось, это не совсем так – искусство людям несёт сам театр, а я – всего лишь часть сложного механизма, которая просто выполняет чётко определенные функции. И мне очень захотелось реализовать именно себя. Создать проект, который был бы моим и только моим от начала до конца. Во-первых, это было очень интересно с точки зрения самой организации всего этого. Если в Молодёжном театре мне нужно было только выучить роль и качественно её сыграть, следуя указаниям режиссёра, то здесь я был «сам себе начальник» - и актёр, и сценарист, и режиссёр, и художник-постановщик в одном лице. А во-вторых, мне было интересно попробовать изменить сам формат моей работы. Большой театр, в котором всё расписано по ролям, где спектакли собирают полные залы, и вся игра актёров находится «под прицелом» критиков, и «театр одного актёра», в котором нет роскошных костюмов, огромных декораций и светящихся софитов – вещи абсолютно разные. В моём спектакле мне не нужно долго думать, как я буду стоять, в чём я буду одет, и куда надо смотреть – на зрителя или на партнёров по сцене. Конечно, чёткий сценарий здесь тоже присутствует, но всё-таки я могу позволить себе определённые вольности и даже импровизацию.
- Зрители больших, масштабных постановок и люди, которые приходят на авторские спектакли как-то отличаются друг от друга?
- Разумеется. Сейчас модно вести насыщенную, яркую и полную событий жизнь, быть в курсе последних новинок, ходить в театры, на кинопремьеры – в общем, насыщаться «пищей духовной». Только нынешняя «богема» не знает, что вкушать эту пищу нужно не спеша, с чувством, даже с уважением. А то ведь можно переесть и заработать несварение желудка.
Любой спектакль, на который приходят такие «обжоры», превращается в некое светское мероприятие, где представители «высшего общества» показывают себя. В театральных фойе во время антрактов большинство разговоров не о спектакле, а о том, кто какой смокинг сегодня надел, на какой машине приехал, и сколько стоят бриллианты, висящие на шее новой спутницы очередного олигарха.
Люди идут в театр, потому что это стало своеобразным символом принадлежности к интеллектуальной элите нашего общества. К сожалению, о смысле всего увиденного и услышанного со сцены задумываются лишь единицы. На моноспектаклях всё совсем по-другому. Туда приходят люди, по-настоящему заинтересованные происходящим. Они внимательно смотрят и слушают, иногда даже вступают в диалог, высказывают своё мнение, даже спорят. Ни один из них не сидит с кислой миной и мыслями вроде: «Что я тут делаю и когда всё это кончится?» И это очень приятно.
Впадать в детство – это хорошо!
- У вашего спектакля очень необычное название – «Сказки про глупых взрослых». О чём эта история?
- Это не история, а, скорее, рассуждения о нашей с вами жизни и поступках, которые мы совершаем. Приведу небольшой пример. Когда на земле вырастает дерево, его основа формируется в первые годы его жизни. И потом эта основа остаётся с ним до самой старости. Эту основу можно увидеть по возрастным кольцам на срезе древесного ствола. Я думаю, что у людей всё происходит точно так же – основа личности и характера каждого человека закладываются в детстве. И потом эти основы, так или иначе влияют на нашу жизнь, на наши поступки, решения, переживания. Мой спектакль как раз об этом. О том, как мы взрослеем, как наше детство в самых неожиданных местах и моментах пересекается со взрослой жизнью. Этот спектакль – для людей, которые не боятся «впасть в детство», признать, что они чего-то не знают, не умеют. В общем, для людей, которые не боятся посмотреть на себя со стороны. Сама постановка создана в соавторстве с британской писательницей Камелией Санрин. Я взял за основу написанные ей сказки, и добавил к ним свои размышления, стихи, идеи. В итоге получились «Сказки про глупых взрослых» . Спектакль о том, что иногда очень полезно мыслить, как ребёнок, и о том, что детские сказки, оказывается, не такие уж и детские.
- Помимо театра вы довольно активно снимаетесь в кино. Как думаете, что 2016 год, названный Годом кино, принесёт нашему кинематографу?
- Боюсь, что ничего. К сожалению, российская кинематографическая школа переживает не самые лучшие времена. Традиции, сформировавшиеся ещё в советские времена, современными режиссёрами воспринимаются как нечто архаичное и безнадёжно устаревшее. При этом альтернативы предложить никто не может. Вот и получается, что все фильмы у нас снимаются по голливудским «штампам».
Режиссёры, «сдавленные» продюсерскими контрактами и договорами с прокатчиками, просто боятся снять что-то действительно выходящее за привычные рамки. По их мнению, оригинальный, стоящий сценарий просто не найдёт своего зрителя. И они возвращаются к старой, проверенной схеме – просто копируют сюжеты у западных. Если присмотреться к самым кассовым телепроектам последних лет, станет ясно, что большинство из них – очередная зарубежная поделка, довольно примитивно адаптированная к российским реалиям. Мне, например, как человеку, воспитанному на фильмах Рязанова, Гайдая, Данелия и других советских «киногигантов», очень странно видеть на разных телеканалах одно и то же. Телевидение сегодня практически утратило своё первоначальное значение – нести в массы «разумное, доброе, вечное». У нас снимают действительно красивые вещи – зрелищные, яркие, с потрясающими трюками и спецэффектами. Но за всей этой красотой нет души. Цель большинства режиссёров – не донести до зрителя какую-то мысль, а «поднять» побольше денег в прокате. Поэтому я приучил себя не относиться к кино слишком серьёзно. Я рассматриваю все свои роли исключительно как поле для развития своего творческого потенциала и не стремлюсь к высоким гонорарам.
- Областные чиновники обещают сделать Тулу «киношным» городом. Как вы думаете, стоит ли вывозить съёмочные группы подальше от Москвы и Питера, «на периферию»?
- Безусловно. Сейчас почти у каждого молодого человека есть хороший, качественный фотоаппарат, или видеокамера. А в голове у каждого второго из них зреет интересная идея, которую можно реализовать и превратить в крутой, интересный проект. Но вот незадача – они не знают, куда с этой идеей идти. Если наши режиссёры будут «ближе к народу» , от этого все только выиграют. Люди должны понять, что кино это не что-то недоступное, запредельное и закрытое семью замками. Кино – это наша жизнь, и чтобы её хорошо показать, на неё нужно сначала как следует посмотреть. А посмотреть на подлинную жизнь можно только в провинции. Там люди честнее и проще, а проблемы на порядок серьёзнее и острее.
Ориентиры «не для трибуны»
- Насколько я знаю, кроме занятости в кино и театре, вы ещё и преподаёте…
- Это получилось почти случайно. Я всегда любил поговорить с людьми. Не просто праздно поболтать, чтобы скоротать время, а именно поговорить – узнать о них побольше, поделиться своими наблюдениями, понять, что их волнует. И я начал заниматься тем, что сейчас называется «сторителлингом» - от английского story – история и tell – говорить. Но этот процесс обрёл название совсем недавно, а несколько лет назад всё было проще. В библиотеке на Невском проспекте каждый месяц собирались люди и рассказывали друг другу истории. О себе, о жизни, о том, что с ними происходит каждый день. И я подумал: почему бы не сделать из этого небольшой образовательный курс? Взял за основу знания, полученные в театральном институте, добавил туда свои театральные навыки и со временем это превратилось в настоящий, не побоюсь этого слова, образовательный проект, в котором теория совмещена с практикой. Сначала я рассказываю собравшимся о себе, о своей работе, а потом начинаю «раскручивать» их на полноценный рассказ. Такие встречи я проводил достаточно долго, и в один прекрасный день мне позвонили из Северо-Западного института РАНХиГС при Президенте РФ.
У них есть проект под названием «Школа будущих президентов» - молодые ребята, учащиеся 10-11 классов, планирующие стать социологами, политологами, менеджерами и управленцами, перед поступлением в вуз проходят специальные подготовительные курсы. Мне предложили провести у них пробное занятие. Мне понравилось, да и ребята остались довольны.
Я думаю, что люди, которые хотят добиться в жизни больших успехов, выйти на международную арену и реализовать свои амбиции, обязаны уметь слушать и понимать людей. И научить их этому может только искусство во всех его проявлениях – литература, театр, музыка, кино. Искусство учит видеть жизнь с разных сторон и понимать её. И ещё одно очень важное качество – молодёжь должна уметь говорить, вести диалог. Не пустословить, не болтать ради красного словца, а отстаивать свою точку зрения, приводить убедительные аргументы и находить компромиссы.
- Многие актёры, стремясь укрепить финансовое положение, активно занимаются бизнесом или вовсе идут в политику. Вас посещали такие мысли?
- Знаете, когда я окончил институт, я получал сущие копейки – чуть больше десяти тысяч рублей. И, конечно же, мне этого не хватало. Тогда я стал зарабатывать двадцать тысяч, но и того было мало. Со временем мои гонорары росли, а денег больше не становилось. Всё заработанное сразу разлеталось на какие-то бытовые, элементарные нужды. И тогда я понял, что денег, сколько бы их ни был, всегда будет мало. Человеку свойственно стремление к чему-то большему, хочется купить более дорогую машину, носить одежду известных брендов, обедать в престижных ресторанах. Это совершенно нормальное стремление, и я по-своему уважаю людей, которые хотят этого достичь. Но, к счастью, я вовремя понял простую истину - всех денег не заработаешь. И сосредоточился на том, что мне по-настоящему нужно. Я зарабатываю достаточно, чтобы обеспечивать себя и свою семью. Большего мне не надо. Кроме денег, на свете есть масса других интересных и удивительных вещей. Что касается политики, я не придерживаюсь каких-то конкретных взглядов или убеждений, мои ориентиры максимально просты. Я люблю свою семью и своих друзей. Я хочу, чтобы они были счастливы. Я люблю свою страну и хочу, чтобы она процветала. Я сделаю для этого всё, что смогу. Но я никогда не пойду на трибуну и не стану кричать об этом, и уж тем более, не буду заставлять других людей делать так, как я.
- Но у вас наверняка есть какие-то жизненные ориентиры…
- Конечно. Но я стараюсь не заглядывать далеко вперёд, иначе жить будет не так интересно. Как только в моей жизни появляется возможность сделать что-то новое и интересное, я это делаю. Если ничего выходящего из ряда вон не предвидится,делаю то, что делал раньше, набираюсь опыта и, исходя из этого, попутно строю какие-то планы. Например, в ближайших моих планах ещё один моноспектакль. В нём рассказ будет идти уже от имени взрослого, зрелого, морально состоявшегося человека лет 35-40...
- Хотите поднять проблему «кризиса среднего возраста»?
- Я предпочитаю другую формулировку – возможности среднего возраста. Кстати, в переводе с китайского «кризис» означает «возможность». Любой возраст таит в себе уникальные возможности.
Молодёжь умеет проще воспринимать всё происходящее вокруг, люди постарше имеют склонность к анализу и умеют делать выводы, люди среднего возраста в силу определённого жизненного опыта могут предвидеть итог какой-либо жизненной ситуации, и так далее.
Я желаю вам и вашим читателям в каждом прожитом дне видеть только хорошее, извлекать из всего полезный опыт, и тогда вы поймёте, что каждый возраст по-своему прекрасен, а жизнь – удивительная штука, к которой никогда не стоит относиться слишком серьёзно.