Сегодня о том, как жил первый электрик, с кем дружил, как строил семью, нашим читателям рассказывает его внучка - профессор Ольга ПОБОКОВА.
Он торговал булочками
- Мой дед, Николай Александрович Хирин, был первым электриком, жившим вместе с семьёй в кремле на территории первой электростанции в Туле, открытие которой пришлось на 1903 год. Из сохранившихся в семейном архиве фотографий, относящихся к 1903 и 1912 годам, и воспоминаний моей мамы - дочери Николая Александровича - Лидии Николаевны Побоковой (в девичестве Хириной) - я знаю о своём деде как о грамотном и ответственном специалисте, непрерывно и бессменно дежурившем у электрощита станции. Его родители были горожанами, ремесленниками - шорниками, впоследствии организовавшими и торговлю предметами своего труда, которая по наследству была передана старшей дочери - сестре Николая Александровича Екатерине Александровне. Мама со смехом вспоминала о том, что у дедушки не было коммерческого дара: на заре своей трудовой жизни, чтобы пополнить семейный бюджет, он пытался ещё и торговать горячими булочками у монастыря, находившегося рядом с кремлём. Эксперимент принёс только убытки.
Вот таким был электрик, вошедший в историю города. |
Николай Александрович был человеком технического склада, хорошо знавшим свою профессию, что позволяло ему заниматься электропроводкой в частных домах, число которых в предвоенный период составляло около 600. За высочайшую ответственность в работе и профессионализм он пользовался неизменным уважением и доверием инженера, отвечавшего в целом за работу электростанции. Это был немец по национальности по фамилии Цейц. Его большая семья, так же как и семья дедушки, жила в кремле. Они дружили семьями, дети вместе играли, на Рождество и Пасху ходили в гости друг другу, мама всегда отмечала неподдельное тепло отношений с Цейцами.
Получал 45 золотых
Зарплата дедушки составляла 45 золотых рублей. Это были немалые деньги, позволявшие содержать жену и четверых детей. Бабушка не работала, занималась детьми и хозяйством; по праздникам ей в помощь приглашали помощницу стряпуху. Сыновья Николая Александровича окончили реальное училище, затем юнкерское - и далее фронт. Дочери получили полное среднее образование в частной гимназии г-жи Жэсмин (дети рабочих не имели права учиться в государственных гимназиях).
По приглашению Льва Николаевича Толстого, как известно, любившего применять достижения прогресса, дедушка был в Ясной Поляне с целью подготовки имения к проведению электричества. Довести дело до логического конца не удалось из-за технических сложностей. Однако Лев Николаевич в благодарность подарил дедушке настенные часы московского торгового дома «М.П.Калашников и сын», которые до сих пор хранятся в нашей семье как драгоценная реликвия.
Часы подарок Л.Н. Толстого |
И всё же главные воспоминания моей мамы о своём отце связаны с его духовной жизнью и гражданским мужеством. Николай Александрович был глубоко религиозным человеком. Когда начались репрессии против церкви, настоятель и староста храма Петра и Павла на улице Ленина (не путать с проспектом Ленина) в 1924 году были арестованы, то дедушка взял на себя обязанности церковного старосты. В этом качестве он пробыл относительно недолго, так как в 1925 году скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг в возрасте 54 лет. Мама с грустью вспоминала, что когда ему, 54 лет от роду, стало плохо, он попросил позвать священника, а не врача.
Похоронили Николая Александровича на Всехсвятском кладбище, далёкой его окраине. Опасаясь преследований и репрессий, дети Николая Александровича боялись ходить на его могилу. Только через доверенных людей передавали в храм средства на помин души.