Без украшений и аксессуаров девушки не обходились никогда. Брошки, заколки, колье – всё это до сих пор жизненно необходимо красавицам, чтобы чувствовать себя очаровательными и привлекательными.
В 2004 году в Алексине Яна Ведмедь создала театрально-ролевой клуб под названием «Чёрное озеро». Тогда направлений было несколько: сценическое фехтование, театральные постановки, бальный этикет и исторические танцы. Впоследствии основным направлением осталось изучение исторических танцев разных эпох и бальный этикет.
Позже Яна с мужем, который также разделяет её увлечение, открыли тульское отделение клуба.
«Чтобы посещать балы и не быть белой вороной, необходимо подбирать соответствующие костюмы и украшения. Сначала ты просто покупаешь что-то похожее, но, разглядывая старинные гравюры, понимаешь: этого недостаточно, хочется максимально приблизиться к оригиналу. Выход прост – надо приобретать оригинал, - рассказывает руководитель теперь уже историко-ролевого клуба «Хрустальный замок» Яна Ведмедь. – Сначала я покупала украшения ХХ века, имитацию аксессуаров XIX века. Со временем в моей коллекции появились и более старинные вещи».
Изюминка – парасоль
В витрине среди многочисленных вееров и ювелирных украшений, представленных в экспозиции выставки «Время на ладони», есть зонтик от солнца. Двести лет назад загар был не в моде и каждая приличная дама берегла естественный цвет лица.
«Этот зонтик – парасоль от солнца 1840-1860 годов, изюминка моей коллекции, - рассказывает Яна. – Полная его копия находится в одном из музеев Нью-Йорка. Только если у моего купол фиолетовый, то там бирюзовый. Самое удивительное, что у него всё работает, будто бы его купили, положили в коробку, и он ждал меня 200 лет».
Как рассказывает девушка, несмотря на стереотип, что антикварные вещи стоят баснословных денег, её хобби не такое уж и дорогое, ведь большинство аксессуаров того времени делалось не только из драгоценных материалов, и сегодняшний комплект ювелирных украшений с камнями обойдется куда дороже.
«Эти вещи больше ценны историей, нежели материалом, из которого они изготовлены. Хотя одним из первых в моей коллекции появился именно серебряный гребень, но со стеклянными вставками 1840-1860-х годов. Его подарил мне муж. А дальше сама начала искать украшения через интернет-аукционы, ну и, конечно, в поездках не обхожу стороной блошиные рынки. Очень часто можно встретить леди в шляпках, которые рассказывают, как та или иная вещь пережила революцию и осталась у них или досталась от бабушки».
Глядя на потёртые зубчики, аккуратные швы, можно представить, как юная девушка готовилась к первому выходу в свет, стесняясь, опускала глаза и прикрывалась веером или робко протягивала руку в узкой перчатке своему первому кавалеру.
«Я тяготею к крючкам для перчаток – непонятная вещь для современного обывателя, но на самом деле неимоверно нужная для дамы XIX века, - признаётся коллекционер. – Дело в том, что модные тогда перчатки с пуговицами невозможно застегнуть пальцами. Поэтому придумали крючки. Ещё одна вещь – распялка, также помогала модницам при надевании перчаток, которые были очень узкими. Девушка надевала их утром и носила весь день, словно вторую кожу. Перчатки были узкими, и, чтобы втиснуть в них пальцы, использовали распялку».
Неправильный коллекционер
«Я неправильный коллекционер, - смеясь, признаётся Яна. - Все мои экспонаты я не храню в сундуках, а надеваю на балы и использую для своих занятий, по их прямому назначению».
Сто лет назад изящество и красота в России из-за революции ушли на задний план, но тяга к прекрасному осталась, и сейчас она возрождается.
«В музее мне всегда хотелось достать из витрины какой-то экспонат и примерить, теперь я эту мечту воплотила. После того, как эта выставка закончится, я вытащу всё из витрин и унесу домой, чтобы взять на следующий бал».