ОСОАВИАХИМ - это…
Передать атмосферу того довоенного времени, ничего не сказав об ОСОАВИАХИМе, не представляется возможным. Эту организацию в СССР знали и почитали все от мала до велика. Эта аббревиатура означает «Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству». Это была одна из самых мощных общественных организаций того времени - как по численности, так и по материально-технической базе. А о его задачах и целях говорит само название.
Едва ли не все юноши довоенной поры стремились заслужить право ношения хотя бы одного из оборонных значков: ГТО, ГСО («Готов к санитарной обороне»), ГПВХО («Готов к противовоздушной и противохимической обороне»), «Ворошиловский стрелок», «Снайпер». Особенно престижным считалось стать полным кавалером всех оборонных значков. Вручались значки не просто так. Необходимо было на стадионе быстрее других бегать, прыгать в длину и высоту дальше и выше товарищей, а в спортзале одинаково уверенно чувствовать себя на брусьях и перекладине. А уж играть в волейбол, ходить на лыжах, посещать хотя бы одну спортивную секцию - например, бокса, борьбы, тяжёлой атлетики - парней заставлять не надо было. На тех, кто со спортом не дружил, девушки смотрели с презрением. Да и сами они старались не отставать. На таком военно-патриотическом подъёме и создавался Сталиногорский аэроклуб.
Молодёжь - на самолёты!
Денег на подобные учреждения государство не жалело. К примеру, в Сталиногорске появились не только самолёты У-2, но и ангары, и ремонтная база, и многое другое. А ведь такие клубы были и в Туле, Алексине, Ефремове. В то же время требования к желающим стать курсантами аэроклуба предъявлялись очень строгие, поскольку в них начальство видело будущих лётчиков-истребителей. В общем, курсант должен был обладать крепким здоровьем, железными нервами, отменным вестибулярным аппаратом, стопроцентным зрением и, само собой, бесстрашием.
«Молодёжь - на самолёты!» - такой клич был брошен в стране в начале 30-х годов, в связи с тем что при бурно развивавшейся авиационной промышленности ощущалась острая нехватка авиаторов. Выпуск самолётов разных типов опережал подготовку лётных кадров. Ликвидировать такое несоответствие правительство поручило через сеть аэроклубов ОСОАВИАХИМу. Причём первичную подготовку будущих лётчиков было решено осуществлять без отрыва от работы или учёбы.
Первых курсантов Сталиногорский аэроклуб принял в 1934 году. Назван он был именем Михаила Бабушкина, одного из героев-челюскинцев, побывавшего в молодом городе после героической эпопеи. Под аэроклуб был выделен барак в промышленной части города на улице Обороны. Одновременно началось строительство аэродрома и необходимых сооружений.
Курсанты принялись изучать теорию лётного дела, топографию, воздушно-наземное ориентирование и другие премудрости становившейся в стране необычайно популярной профессии. Курс занимал два года, и эти два года шли в зачёт службы в армии, выпускники от призыва освобождались. Впрочем, большинство из них всё равно уходили служить, но уже не рядовыми новобранцами в пехоту или артиллерию, а в авиацию.
Пока первый сравнительно небольшой набор, всего 21 человек, изучал теорию, была отстроена лётная база. В 1935 году начались учебные полёты на У-2, ставшем впоследствии самолётом-легендой: столько страху нагоняли на гитлеровцев эти небесные тихоходы - «рус фанера», как их прозвали немцы. «Уточки» подкрадывались на малой высоте к передней линии врага и с большой точностью бомбили заранее обозначенные наземной разведкой огневые точки противника. Надо отметить, что такие операции осуществляли в основном лётчицы. Среди них Нина Себрова, командир звена 46‑го Гвардейского ночного бомбардировочного полка, гвардии старший лейтенант, уроженка деревни Тетяковка, расположенной на территории современного Новомосковского городского округа. Герой Советского Союза. Бесстрашных советских лётчиц враги называли не иначе как ночными ведьмами.
Всего курсант должен был налетать 50 часов за год учёбы, причём как в летнее время, так и зимой, когда самолёт ставили на лыжи. Самостоятельный полёт был решающим экзаменом. Одно дело, когда у курсанта за спиной сидит инструктор, и совсем другое, когда самому надо взлететь, выполнить задачу и не ошибиться ни на метр при посадке. Лучших курсантов через военкоматы направляли в военно-лётные училища, где учёба продолжалась ещё два года.
Поначалу аэроклуб располагал всего тремя самолётами У-2 и четырьмя инструкторами. История сохранила только их фамилии: Ермаков, Лис, Швецов, Смирнов. Подготовка лётчика и тогда была делом очень индивидуальным. Этим объясняется сравнительно небольшое число курсантов. Новых инструкторов готовили из своих же выпускников, бывших планеристов и парашютистов.
Аэроклуб развивался быстро, популярность его в городе и округе росла, следующий набор составил 40 человек. Совершенствовалась база, обновлялся парк машин. К 1939 году в аэроклубе - уже несколько десятков самолётов. Ежегодно выпускалось до ста лётчиков. Одного лётного поля стало не хватать, второе построили в районе бывшей шахты № 28, и это уже был настоящий аэродром.
В чём заключалась их «вражеская деятельность», никто не понимал, а спрашивать ни о чём не полагалось. И всё же деятельность клуба продолжалась, поскольку необходимость укрепления обороноспособности страны обязывала. В 1940 году состоялся последний выпуск лётчиков, обучавшихся без отрыва от производства. Такая форма обучения к этому времени себя изжила, требовался более высокий уровень подготовки.Репрессии конца 30-х годов не обошли стороной и Сталиногорский аэроклуб. Врагами народа объявили руководителя аэроклуба и начальника лётной части.
«Навсегда остались в моей памяти, - вспоминает инструктор Андрей Быков, - Оля Мещерякова, сначала парашютистка, а потом одна из первых девушек-курсанток, будущие Герои Советского Союза Коля Арчаков, Дмитрий Шаров, Вася Батяев. Кстати, Батяева я особенно хорошо помню, не только потому, что лично учил его летать и потом он стал Героем. Помню его дерзость в небе».
В один из последних мартовских дней сорок первого прилетел из Москвы командир 3-й военной школы первоначального обучения лётчиков. Все тульские аэроклубы, в том числе и сталиногорский, вливались в состав этой школы. Базировалась она именно в Сталиногорске. С этого момента курсантов набирали по направлению военкоматов с полным отрывом от производства. Словом, это уже было полноценное военное учебное заведение. Увы, просуществовать в Сталиногорске суждено было ему недолго. Но аэроклуб успел внести неоценимый вклад в Великую Победу, и тому доказательством список его выпускников, ставших Героями Советского Союза.
Хроника одного снимка
«Встретились два лётчика, как братья, / На проспекте юности своей. / Дружеского их рукопожатья ничего не может быть сильней…». Так начинается стихотворение известного советского поэта Ярослава Смелякова, до 1948 года жившего в Сталиногорске, куда он был выслан из Москвы по политическим мотивам. На снимке - Герои Советского Союза лётчики-истребители Дмитрий Шаров и Иван Мальцев, оба выпускники Сталиногорского аэроклуба. Они встретились в городе их юности сразу после войны, на Московской улице, называвшейся тогда проспектом, где и были запечатлены фотографом. Именно этот снимок вдохновил поэта на написание стихотворения о герояхлётчиках.
Уроженец села Сомово Одоевского уезда Дмитрий Михайлович Шаров продолжал служить в авиации. Трагически погиб гвардии полковник Шаров в Крыму, в апреле 1952 года, при выполнении служебного задания. Похоронен в Севастополе. Иван Александрович Мальцев родился в селе Новокрасивое Ефремовского уезда. В 1955-м окончил Военно-воздушную академию. Полковник в отставке Мальцев скончался в Ленинграде в 1987 году.
Автор выражает благодарность заведующей отделом краеведения Новомосковской центральной городской библиотеки Анжелике Польшиной и сотрудникам Новомосковского историко-художественного музея за помощь в подготовке этой публикации.