Примерное время чтения: 7 минут
620

Эта музыка вечна. На Куликовом поле прошел XVI фестиваль авторской песни

Погода, как сказал трехгодовалый Пашка, живущий в большой синей палатке, проказничала. Кто-то прячется в палатках, изредка высовываясь, кто-то стоит под навесами по бокам от сцены, а кому-то все нипочем – сидят промокшие насквозь на деревянных скамейках с зонтами и лежат на сене.

Бард всегда актуален

Одни из таких стойких любителей авторской песни – мужчина в шляпе  Алексей Демидов, женщина в красном Татьяна Кудрявцева, а в очках Юрий Малахов.

«Мы тут сами репетировали песню, но не решились участвовать», - говорит Алексей. Он первый раз приехал на фестиваль в 2009 году, и с тех пор ездит постоянно.

Фото: Пресс-служба Государственного музея-заповедника "Куликово поле"

«Вот этот дорогой товарищ, - ласково треплет по холке большого лабрадора, - тоже с нами с 2009 года ездит. Знаете, почему мы всегда здесь? И еще много людей тоже? Потому что этот жанр не умрет. Он всегда актуален. Он может быть актуальным в зависимости от того, кто что пишет. Бывают  политические темы, про Украину сейчас поют, юмористические песни тоже любят, а любовь – вообще вечная тема. Каждый автор пишет здесь о том, что его трогает. Наш Юрочка пишет что-то семейное, трепетное, душевное. У него есть песня «Снеговик». Дед пообещал внучке сделать снеговика, а температура плюс 2-3, он пошел, скупил ваты и сделал снеговика из нее. Это ведь очень трогает. Как чудеса. Бардовские песни – это ведь слова в первую очередь. Если слова животрепещущие, то они находят отклик. На мой взгляд, если бы сейчас кто-то вышел и спел песню про пенсии, это тоже было бы к месту».

Завсегдатай фестиваля уверен: «Авторские песни пишут те, кто хочет что-то сказать. Помните, как Жванецкий  говорил: «ПисАть, как и пИсать, надо тогда, когда терпеть больше не можешь». Я понимаю, что еще могу. Из меня не рвется настолько сильно, что я уже не могу не писать. Бардов любят именно потому, что их творчество идет от души». 

Слаженное трио

В детском конкурсе-концерте зрителей влюбляет в себя Арсений Сивер, мальчик со скрипкой и чистым высоким голосом. С ним на сцене бабушка и дедушка с гитарами – все выглядит, как очень продуманное слаженное трио. Арсений в шатер для выступающих прибегает точь-в-точь перед свои выступлением, ловко расчехляет скрипку и, кажется, совсем не волнуется. Действительно, концертного опыта достаточно – учится во втором классе музыкальной школы и выступает с дедушкой и бабушкой, именитыми бардами и членами жюри фестиваля Григорием Шацким и Татьяной Сивер.

«Эта уже вторая», - весело сообщает он, возвращаясь в шатер с грамотой победителя.

На вопрос, тяжело ли учиться скрипке в музыкальной школе обреченно кивает.

- Тяжело? – удивленно повторяет дедушка.

- А сольфеджио? – обиженно тянет Арсений, - у меня еще обычная школа, первый класс.

- Он вообще-то отличник по сольфеджио, - говорит Шацкий, - а на скрипке почти каждый день играет, у него ведь бабушка педагог по скрипке, 15 лет в симфоническом оркестре проиграла, занимается с ним.

Фото: Пресс-служба Государственного музея-заповедника "Куликово поле"

«Арсений музицировал всегда, практически с рождения, - говорит Татьяна Сивер, - пытался что-то подбирать на разных инструментах. Мы рано заметили, что он очень хорошо интонирует, поет чистенько. А музыкальная школа обязательна для всех, я считаю».

Григорий - в прошлом военный музыкант по классу ударных инструментов, а сейчас специалист по соцработе  в центре социальной адаптации, он  помогает бездомным людям, а Татьяна работает в туризме. Авторская песня для них – необходимое хобби.

«В каждое время есть люди, которым нравится умная песня, поющая поэзия, - говорит Татьяна. - Меньше таких людей сейчас точно не стало, просто стало больше всего другого. На этом фоне легко затеряться. Мне кажется, тексты сейчас в авторской песне стали даже глубже. Почему мы говорим о гении Окуджавы? Потому что он простыми словами открывает нам целый мир. Каждый думает, что это песня про него».

Григорий объясняет, почему авторская песня не массовая: «Люди иной раз не хотят грустить, слушать, думать, - проще, когда приезжает эстрадный певец, поет, все минутку наслаждаются, его песни на радио и на слуху. Здесь же надо задуматься. Популярным жанр авторской песни не стал, и это к лучшему. Потому что это искусство, а не продукт. И пусть так и остается».

Почему мы говорим о гении Окуджавы? Потому что он простыми словами открывает нам целый мир. Каждый думает, что это песня про него.

Другая, но по-прежнему бардовская

Много молодых людей делают на сцене что-то прекрасное  и непохожее, именно они, по словам барда Вадим Данилюка из Липецка, дают жанру вторую жизнь.

«Вот буквально 15 минут назад сидел с Андреем Козловским, нашим мэтром, мы беседовали  о бардовской песне. Она сейчас преобразилась. Теперь она не такая, как у Визбора, у Окуджавы, Городницкого, она стала другой. Бардовская песня сейчас не протест, не крик о помощи, а способ выразить себя. В советские времена она была вызовом и протестом режиму, сейчас  – альтернативное направление музыки. Сейчас она несет в себе не просто дух, а понимание нашего мира современной молодежью. Понимание того, что можно сказать те слова, которые раньше нельзя было говорить. Сейчас авторская песня более раскрепощенная, как и сама молодежь. Она может выразить свои мысли и главное хочет их выражать. Они нам, старикам, показывают, что есть что, о чем мы могли только подумать. Не нужно жалеть, что жанр так меняется. Молодые люди приходят, многое приносят, и это только на пользу. Если бы авторская песня осталась той же, она бы уже давно умерла. Но самое важно остается: бардовская песня прививает вкус».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах