Примерное время чтения: 7 минут
592

Пятнадцатилетие. Бардов становится больше

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. "АиФ-Тула" 03/06/2015 Сюжет Тульские каникулы: идеи и маршруты для летнего отдыха
Дмитрий Киселев / АиФ-Тула

Этот праздник русской поэзии и музыки давно стал заметным явлением в культурной жизни страны. У него появилось множество друзей везде, где любят и ценят искусство бардов. И несмотря на свой «солидный» для фестиваля возраст, «Куликово поле» продолжает удивлять интересными творческими находками.

Фото: АиФ-Тула/ Дмитрий Киселев

«Грушу» пережили

Пятнадцать лет назад идея отметить день памяти Дмитрия Донского в первый день лета бардовским фестивалем возникла у одного из его создателей, недавно ушедшего из жизни замдиректора музея «Куликово Поле» Николая Травина. Первый фестиваль скорее напоминал типичный авторский междусобойчик. Приехали в основном туляки, барды из Тульской и соседних областей. Но в составе жюри с самого начала участвовали признанные мэтры жанра – Виктор Луферов, Владимир Бережков. А главное, зерно фестиваля попало на плодородную почву, и у него появилась своя собственная идея и ни с чем не сравнимая атмосфера.

Фото: АиФ-Тула/ Дмитрий Киселев

На первых куликовских фестивалях от знатоков нередко приходилось слышать: «Всё это неплохо, но до «Груши» далеко».

«Сейчас музыканты на Грушинском фестивале нередко играют перед пустой поляной, - говорит председатель жюри, известный бард, поэт и писатель Алексей Витаков. – Организаторы пытались оживить его при помощи современного «мультиформата», но и это не помогло. Даже на награждении лауреатов там зрителей – ноль. А у нас на Куликовом поле и на промежуточных концертах – тысячи слушателей!».

Фото: АиФ-Тула/ Дмитрий Киселев

Всё дело в том, что каждый фестиваль должен иметь собственную идею, и он перестает существовать, как только эта идея исчезает. Так, долгие годы Грушинский фестиваль был чем-то вроде главной «биржи» исполнителей авторской песни, и, в конце концов, в мотивах его участников стал слишком преобладать эгоцентризм.

«Куликовке» это пока не грозит.

Выросли из штанов на лямках

Фото: АиФ/ Роман СОЛОПОВ

«С профессиональной точки зрения, первый фестиваль был чем-то вроде яслей, в которых дети играют в песочнице, - говорит директор музея-заповедника Куликово Поле Владимир Гриценко. - Все это выглядело по-дилетантски, но, слава Богу, нашлись профессионалы, взявшие дело в свои руки, и планка фестиваля быстро поднялась до высшей отметки. Мне было особенно приятно услышать восторженные отзывы приглашенной звезды – известного советского, российского киноактера Бориса Галкина, который впервые побывал здесь пятнадцать лет назад».

Пятнадцать лет для фестиваля – возраст солидный. И не одна фестивальная «груша» успела сдуться за это время. Но, по мнению Владимира Гриценко, процесс сдувания всегда заметен, и на Куликовом поле его симптомов пока не наблюдается. Напротив, в программе появляются новые номинации – такие, как конкурс поэзии и детский конкурс. А среди гостей заметно всё больше молодых лиц.

Гитара под колокольный звон

По мнению знатока жанра Алексея Витакова, к авторской песне можно отнести все, что содержит живое поэтическое содержание, а исполнение может быть любым – хоть под аккомпанемент пилы. И действительно, в эти дни с эстрады, задником которой служил целый остров белой сирени, звучали военно-патриотические песни десантников и типичные ре-минорные бардовские баллады, русский фолк и пародии, почти джаз и почти рок. А поскольку завершение фестиваля пришлось на один из главных Православных праздников – день Пресвятой Троицы, над всей этой бардовской многоголосицей в небо летел перезвон колоколов.

Фото: АиФ-Тула/ Дмитрий Киселев

Слушатели в эти дни могли насладиться творчеством членов жюри и приглашенных гостей - Бориса Галкина и актеров московского театра на Таганке. Как обычно, в гала-концерте принимали участие и герои прошедших фестивалей. И, что самое главное, не было недостатка в новых интересных именах, среди которых лидировали туляки из клуба авторской песни «Бригантина», давшего фестивалю сразу несколько победителей. Впрочем, можно ли говорить о победителях и проигравших применительно к творчеству?

Фото: АиФ-Тула/ Дмитрий Киселев

«Я всегда на стороне проигравших, - сказал в заключительном слове Алексей Витаков. – На их стороне будущее, а на таких фестивалях главное – не победа, а общение с близкими по духу людьми».

Тем не менее, гран-при в этом году досталось туляку Дмитрию Мельникову, члену клуба «Бригантина», впервые принявшему участие в фестивале со своими композициями на стихи современного поэта Виктора Третьякова.

В новой номинации «поэзия» победили Владимир Терпин, Алексей Лашков и Михаил Моисеев.

Специально были отмечены участники литературного кафе «Раус» 1 место Моисеев Михаил (Рыбинск) с произведениями «Гранатовый браслет» и «Откровение» 2 место Лажкин Алексей (Никольск, Пензенской области) с произведением «Я вернулся к вам, мама» 3 место Тюлькин Владимир Иванович (Святое Белогорье, Белгородская область) за произведения «В сельском клубе» и «Родники души»

Лауреаты
Дуэт «Да-да» (Москва), композитор Ирина Бирюк (Павловский Посад), авторский дуэт «Берегиня» (Юлия Ключарева и Лиза Лыкова, Тула), автор Полина Старухина (Тула), исполнитель Дмитрий Мельников (Тула) + Гран-при, автор Юлия Ключарева (Тула), исполнитель Ирина Клейман (Тверь), автор Ольга Левковская (Командорские острова, о. Беринга).

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах