Посёлок Барсуки Ленинского района мы посетили по просьбам жителей, жаловавшихся на частную свалку, расположенную на его окраине.
Днём - с огнём...
Для всего посёлка этот полигон для складирования твёрдых бытовых отходов стал источником постоянной головной боли. Как в переносном, так и в самом прямом смысле данного выражения.
Дело в том, что полигон дымит. И, жалуются люди, дымит когда меньше, когда больше, но почти постоянно. А местная "роза ветров" чуть ли не каждый день направляет ядовитые вонючие клубы в сторону Барсуков.
- 17 июля мы отмечали праздник посёлка и День металлурга, - рассказывает местный житель Евгений Щербаков. - Одна половина посёлка праздновала, а другая половина задыхалась в дыму. Накануне на свалке так горело и дымило - люди потом не знали, как на праздник идти, чтобы не потеряться по дороге...
Что характерно, свалка не даёт заскучать не только барсуковцам. Бывает, дым так накрывает проходящую рядом с посёлком автотрассу, что машины по ней днём идут с зажжёнными фарами. С расположенной рядом автозаправки выезжают "на ощупь". Ядовитое облако порой дотягивается даже до соседнего посёлка Ленинский.
Но жителям Барсуков, конечно, приходится хуже всего. И в особенности обитателям окраинных улиц, проходящих по лощине близ свалки. Потому что если сам посёлок "газовая атака" накрывает временами, то эту лощину - почти всегда.
- Форточку на ночь открыть невозможно - дышать будет нечем, - рассказывает обитательница улицы Октябрьской Нина Булдина. - Дети постоянно болеют от этого дыма - то уши, то горло... Гулять на улицу я их не выпускаю - всё равно там свежего воздуха днём с огнём не найдёшь. Целыми днями сидят дома перед компьютером...
- Бельё на улицу не повесишь, - подтверждает её соседка Валентина Родиончева. - Иногда вечером смотришь - дыма нет, осмелишься развесить что настирала. А ночью дымом накрыло... И тогда утром приходится всё перестирывать, иначе не отобьёшь эту вонь помоечную...
- Если утром по дороге на работу подольше постоишь на остановке, то потом вся одежда пахнет, как у бомжихи, - горюет и Галина Щербакова, ещё одна жительница "дымной улицы". Из окна её дома свалка видна "во всей красе", как на ладони. Может быть, поэтому у Галины
Петровны - хронический бронхит.
Тушили могилки
Как, впрочем, и у завкладбищем Нины Симоновой, исключительно крепкой на вид типично русской женщины из числа тех, кому нипочём скачущие кони и горящие избы. Тем не менее она - частый посетитель местной больницы. "Где вы так застуживаете бронхи?" - удивляются врачи. "Это не простуда, - привычно отвечает Нина Фёдоровна. - Это дым..."
Расположен полигон на месте выработанного карьера. Очень "удачно": внизу свалка, а в 100-150 метрах от него, на пригорке, - поселковое кладбище.
- Перед родными покойных неудобно! - сетует Нина Фёдоровна. - Ну что это такое: провожают своих близких, задыхаясь одновременно и от слёз, и от дыма! Или приходят проведать и даже могилку найти не могут - дымная стена, ничего не видно! Бывало, с мебельной фабрики сюда привозили стружку и другие отходы производства. Как-то вывалили две-три машины смолы. Загорелось - у нас над могилками чернота стояла сплошная! Дым столбом на 50-60 метров в высоту! Там и взрывы бывают: многие из гаражей выбрасывают пропановые, кислородные баллоны. Этим летом от свалки загорелась трава на кладбище. Приезжали пожарные, тушили могилки...
"Дымный стаж" Нины Фёдоровны - 15 лет. Когда она пришла в 1995 году работать на кладбище, свалка по соседству уже вовсю функционировала. Так что завкладбищем прекрасно помнит, как на проклятущий дым жаловались по очереди всем лицам, занимавшим должность главы Ленинского района. Они менялись, а свалка оставалась.
Ручки в брючки
- Я вообще не понимаю, почему дым на нашей свалке такой "неприкосновенный"! - возмущается барсуковец Евгений Щербаков. - Я сам работал на разных предприятиях по благоустройству и знаю: когда хозяев других частных свалок экологическая полиция на полмиллиона-миллион рублей "штрафанёт", у них полигоны сразу перестают и гореть, и дымить. Бульдозер или "водовозка" так там и дежурят, лишь бы дым не шёл...
Действительно непонятно. Однако, например, в Тульскую природоохранную прокуратуру никаких жалоб от населения посёлка Барсуки не поступало.
- Недавно мы с косогорской свалкой разбирались по обращению жителей. А о барсуковской даже и не слышали... - пояснила и.о. природоохранного прокурора Светлана Артасова. - Конечно, возможно естественное возгорание мусора и небольшое задымление. Но сильный пожар на свалке - это уже "ЧП", тут надо разбираться. Пусть жители направят в наш адрес заявление или придут на приём, чтобы мы смогли выехать с проверкой...
Знаете, что было дальше? О результате личной беседы с природоохранным прокурором мы радостно сообщили одному из барсуковцев.
- Ну вот, писать... И начнётся опять хождение документов по кругу!.. - огорошил нас недовольно-вальяжный ответ страдающего барсуковца. Выяснилось, что местный депутат Наталья Финаева уже давно предлагала сельчанам составить коллективное заявление по поводу свалки и собрать под ним подписи. Так ничего из этого не вышло. У кого - работа, у кого - дом. А в общем и целом - жизнь по принципу: "Мне что, больше всех надо?"
По эдакой логике получается, что сотрудники газеты должны, высунув языки, носиться по инстанциям, решая все проблемы жителей Тульской области. Последние же положат "ручки в брючки" и будут с нетерпением ожидать результатов. Потому что пальцем шевельнуть ради собственных интересов им тяжело.
Мы готовы помочь, друзья, но добиваться своего права на чистый воздух и здоровье вы должны сами. И кто хочет - тот добьётся. Мы такие примеры знаем и всегда с удовольствием о них рассказываем.