Примерное время чтения: 9 минут
94

Насильно мил не будешь

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. "АиФ на Мурмане" 03/02/2010

Неудачный трёхлетний эксперимент по присоединению Советского района к Привокзальному подходит к завершению.

На прошедшей неделе глава городской администрации Михаил Иванцов озвучил окончательное намерение вернуть самостоятельность Советскому району, возродив соответствующее районное теруправление. Как нельзя кстати оказались четыре тысячи подписей жителей Советского района в поддержку возрождения районных органов власти, собранных одним из городских депутатов.

Осенью 2005 года только что ставший мэром Владимир Могильников пообещал на 30% сократить управленческий аппарат. А также объединить Советский район с Привокзальным, дабы сэкономить на чиновничьем содержании и повысить оперативность управления.

Уничтожить

соперницу

Злые языки поговаривали: решение объединить районы, а фактически вернуть территорию Советского района в состав Привокзального, откуда тот был выделен в 1977 году, Владимир Сергеевич принял не только из соображений оптимизации управленческих структур. Причина - давно испорченные отношения с тогдашней главой Советской районной администрации Галиной Морозовой, которая, так же как и Владимир Сергеевич, на городских выборах 2005 года претендовала на пост городского главы.

По итогам выборов 2005 года Владимир Могильников возглавил областной центр, а Галина Морозова написала заявление об отставке. Уже к маю 2006 года Управа города Тулы была преобразована в администрацию города Тулы, районные администрации, в том числе и администрация Советского района, - в территориальные управления, а численность городских чиновников была сокращена на четверть.

За что боролись

Летом 2006 года городские власти вплотную занялись решением этой задачи, и вот тут-то стала очевидной недальновидность предвыборных посылов. Оказалось, для того чтобы объединить районы, нужно, во-первых, провести изучение мнения населения и референдумы на объединяемых территориях, внести на федеральном уровне изменения в единый реестр территориальных образований и, возможно, принять несколько законов на областном уровне. Во-вторых - убедить множество федеральных и региональных структур в том, что им просто необходимо во имя исполнения предвыборных обещаний главы местного самоуправления по его примеру ликвидировать свои структуры в Советском районе, объединив их с аналогичными структурами в Привокзальном. Это значит, что прокуратура, суд, милиция, ГИБДД, налоговая инспекция и другие должны были бы после слияния районов, вслед за районным теруправлением, ликвидировать свои подразделения в Советском районе. Естественным образом, энтузиазма такая перспектива не вызвала ни у кого из вышеупомянутых ведомств и особенно у их руководителей.

В итоге Советский район ни с кем не объединился и продолжает существовать вместе с районной прокуратурой, районным судом, налоговой инспекцией, пенсионным фондом и другими районными органами, а у городской власти сил хватило лишь на слияние в марте 2007 года районных территориальных управлений: районов осталось два, а управлять ими стала одна структура.

Как показала практика, такая схема оказалась не слишком удобной как для населения, так и для органов власти. Опытным путём выяснилось, что объединённое теруправление по Привокзальному и Советскому районам всё равно должно каким-то образом разделять свою деятельность по территориальному признаку. Например, принимать школы Советского района к новому учебному году должны инспектора советского Госпожнадзора, а школы на территории Привокзального, соответственно, - привокзального. Выборы в Советском районе проводит территориальный избирком Советского района, а на территории Привокзального - привокзальный, и так далее.

В результате необходимость "сидеть на двух стульях" не самым лучшим образом сказывается на эффективности работы объединённого территориального управления.

Чего добились

Как видно из вышеприведённых фактов, повысить эффективность управления в результате слияния районов не удалось.

Что касается экономии, которая должна была возникнуть при объединении, то данный аргумент сегодня выглядит весьма и весьма сомнительным.

Экономить предполагалось за счёт уменьшения штатной численности, а также за счёт сокращения расходов на содержание здания теруправления. Возможно, так оно и было бы, если бы штатная численность городской администрации не восстановилась вскоре после ликвидации Советского теруправления, а здание самого теруправления на ул. Свободы, 32, было бы продано или сдано в аренду. В реальности же в 2006-2007 годах в этом здании провели масштабную реконструкцию стоимостью около 20 миллионов бюджетных рублей, а потом обменяли на федеральную собственность - ветхие казармы бывшей воинской части на улице Советской - те самые, что сгорели прошлым летом. Кстати, близость сгоревших казарм к скандально известному зданию одного из торговых центров, строительство которого вовсю идёт в центре Тулы, также наводит на нехорошие мысли.

Что касается жителей, то если какая экономия от объединения районов и произошла, то исключительно за их счёт, а именно - за счёт сокращения числа культурно-массовых мероприятий, а также за счёт усложнения взаимодействия жителей Советского района с местной властью.

Пока в выигрыше от попыток ликвидировать Советский район, да и то совершенно случайно, - только следственный комитет при тульской прокуратуре, которому федералы и передали реконструированное здание бывшей Советской администрации.

Таким образом, никаких плюсов объединение не принесло.

Передел сфер

влияния

и полномочий

Пожалуй, главным выводом, который можно сделать из намерений Михаила Иванцова возродить Советское теруправление, является то, что сити-менеджер уже недвусмысленно даёт понять председателю городской думы, кто хозяин исполнительной власти в городе. Стоит обратить внимание и на то, что Михаил Иванцов - человек губернатора - во всеуслышание обозначает ошибочность объединения Советского и Привокзального районов. А ведь их объединение - это инициатива и детище Владимира Могильникова, своего рода знамя, с которым он шёл на прошлые выборы и которое, помимо фонтанов, конечно, должно было преподноситься как одно из достижений периода его правления.

Вероятно, мы наблюдаем начало открытой схватки главы администрации и главы города за распределение полномочий и сфер влияния. Если Михаилу Иванцову удалось укрепить свои позиции, проведя через гордуму поправки к своему контракту, которые позволят ему оставаться при должности в течение пяти лет, то Владимиру Могильникову предстоит сначала заручиться поддержкой избирателей 14 марта, а затем получить голоса коллег-депутатов при голосовании за кандидатуру нового председателя городской думы.

Именно Владимир Могильников, привыкший помимо законодательной деятельности ещё и "рулить" хозяйственными делами муниципалитета, которые в действительности являются прерогативой сити-менеджера, представляет собой для Михаила Иванцова главного конкурента в его профессиональной деятельности. А значит, самое правильное - конкуренцию эту устранить или как минимум ограничить, тем более что это позволяет сделать городской Устав.

Кстати, в последней редакции городского Устава, принятой в декабре вместе с продлением срока сити-менеджера, больше не прописаны поимённо территориальные подразделения городской администрации. Сказано только, что такие органы "могут быть". А могут и не быть. Что это могут быть за органы, для управления какими территориями и какими полномочиями наделены, в Уставе теперь не прописано. Все преобразования, такие как объединение, разъединение, ликвидация, создание, переименование территориальных управлений, теперь отнесены к полномочиям городской администрации и не требуют внесения поправок в Устав со стороны городской думы, как это было раньше.

Хотели всё

перемешать

Попытки реформировать территориальные структуры городской власти предпринимаются в Туле не в первый раз. Так, например, в 60-х годах прошлого века в областном центре были ликвидированы райисполкомы - аналоги районных администраций, а их функции были возложены на объединённый горисполком. Однако очень скоро от нововведения отказались и все райисполкомы вернули на свои места.

Ещё пару лет назад в коридорах городской администрации всерьёз обсуждали вопросы объединения Тулы с Дубенским районом, создание в городе двух округов вместо пяти городских районов - за счёт объединения Зареченского района с Пролетарским в Северо-Восточный, а Привокзального, Советского и Центрального - в Юго-Западный округа, и даже объединение Зареченского и Центрального теруправлений в одно - по типу Привокзально-Советского. Рассматривались и варианты полной ликвидации территориальных управлений в районах, однако, судя по всему, пока от этой идеи решено отказаться.

А как у соседей?

У наших соседей в Калуге районные администрации полностью ликвидированы в 2006 году. В то же время в каждом микрорайоне действуют представительства городского головы со штатной численностью 2-3 человека, так что существенного снижения численности управленческого аппарата не произошло. Да и Калуга примерно на 40% меньше Тулы, и там управлять городом из одного центра проще, чем у нас.

В соседней Рязани, где, так же как и в Туле, проживают около полумиллиона человек, в 1997 году было принято решение ликвидировать районные префектуры. Однако уже через несколько месяцев они заработали вновь, а городские депутаты в один голос отнекивались от авторства оказавшейся неудачной идеи. При этом управление по работе с населением рязанской горадминистрации, созданное сразу после ликвидации префектур и сопоставимое с их суммарной численностью, после восстановления префектур продолжило работать как ни в чём ни бывало.

Анализ структуры городской администрации Липецка позволяет сделать вывод о том, что там районные органы власти имеют меньшую самостоятельность, чем в Туле, а сама городская администрация имеет более "вертикальную" структуру, в целом сопоставимую с тульской.

Заповедником советской бюрократии выглядит Москва, главным образом потому, что сам город является отдельным субъектом РФ и, как все субъекты, имеет не просто районное деление, а районное деление на муниципалитеты. Каждый московский район, даже с численностью 30 - 40 тысяч человек, - это отдельное муниципальное образование со своим бюджетом, со своим парламентом - собранием депутатов, со своим главой муниципалитета и главой Управы.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах