Возмущённых туляков привели сюда только что полученные январские квитанции по оплате услуг ЖКХ. В них в графе "горячее водоснабжение" помимо привычных скромных сумм значились из ряда вон выходящие трёх-четырёхзначные числа. Именовалось это безобразие корректировкой платы за горячее водоснабжение.
Произведена корректировка была по 13445 квитанциям собственников жилых помещений в многоквартирных домах. Провинились эти собственники только в одном: установили у себя счётчики потребления горячей воды.
- Да как же! - обезумевшим взглядом обводила толпу какая-то бабуля. - Я же и счётчик ставила, чтобы платить меньше! У меня дочка с сыном и внуки прописаны, так они со мной не живут. А мне по нормативам сразу 2300 рублей на всех посчитали!..
- Так им по нормативам насколько получать выгоднее! - объяснял бабульке коренастый крепыш, по виду военный пенсионер. - Я только за полгода тот объём воды расходую, который по нормативам на месяц полагается...
- Издеваются над людьми как хотят, закон для них не писан! - гудел рядом пожилой мужчина, опиравшийся на палочку. - Мы для них - быдло, как живём, им дела нет, им только наши деньги нужны!..
Холл здания на первом этаже был забит людьми, старательно заполнявшими заявления на имя генерального директора управляющей компании. Бланки заявлений тут же охотно выдавали. Даже подсказывали, что писать. Примерно следующее: "Прошу произвести мне перерасчёт платы за горячее водоснабжение за
январь".
Самые доверчивые так и писали. Те, что посмекалистее, пожимали плечами: "Получается, я сам попрошу, чтобы мне сделали корректировку?! Вроде как, чтобы ограбили по собственному желанию!" И вносили какие-то свои "хитрые" добавления в указанный текст.
Сути дела это не меняло. Точно так же зайцы могли требовать от волка, чтобы он стал вегетарианцем. Поэтому многие, выслушав чужие мнения и наспорившись до хрипоты, разворачивались и шли домой. Тоже писать заявления - в районную или сразу в областную прокуратуру.
Конкуренция
в одни ворота
29 января в управляющей компании г. Тулы прошла пресс-конференция. Заместитель директора компании Наталья Аникина объясняла, что причиной корректировки стали разногласия с поставщиком тепловой энергии (горячего водоснабжения) ЗАО "Тулатеплосеть".
Оказывается, в законе "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам" (Постановление Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 г.) не указано, что поставщик услуг обязан принимать в расчётах с управляющими организациями показания поквартирных счётчиков. "Теплосеть", пояснила Аникина, и решила не принимать эти показания в расчёт.
В самом деле, поквартирные счётчики - жуткая вещь. Берут и показывают, сколько чего люди реально расходуют. А на кого ж тогда списать потери из дырявых нечиненых труб? Из вечно "парящих"
колодцев?
До недавних пор многих отечественных поставщиков теплоэнергоресурсов спасало то, что все эти потери покрывались из муниципальных бюджетов. И тут на тебе - правительственный запрет. С 1 января 2009 года бюджет ни в коем случае не должен покрывать убытки ресурсоснабжающих организаций.
Понадобились такие строгости для формирования рынка услуг ЖКХ. Чтобы хозяйствующие субъекты, раз уж у населения денежки берут, распоряжались ими с умом. И ремонты сами делали, и тарифы старались снижать. Словом, создавали здоровую конкуренцию.
Только о какой конкуренции может идти речь на тульском рынке ЖКХ! Да у нас чуть ли не десяток поставщиков теплоресурсов, мал мала меньше, а самые высокие тарифы устанавливает монополист - ЗАО "Тулатеплосеть". Парадокс: у этой крупной компании тарифы чуть ли не вполовину выше, чем у какой-нибудь крохотной военной части. И мы даже можем гордиться: выше, чем по всему ЦФО!
Почему? Да просто все потери "ровным слоем" раскладываются на плечи жильцов, которые за теплоресурсы платят по нормативам.
Делить, так делить!
Дальше начался детектив.
Как рассказала на пресс-конференции Наталья Аникина, "управляющая компания оказалась в ситуации, когда жилец платит за услугу по счётчику, а поставщик при расчётах по дому требует оплату по нормативу, который оказывается существенно выше". В результате этого собиравшая плату управляющая компания задолжала поставщику тепла 65 млн рублей. А "Теплосеть" обратилась в суд, его выиграла и долг с управляющей компании взыскала.
Что же делает наша управляющая компания? Раскладывает этот долг на владельцев счётчиков. И ещё объясняет, что, дескать, "по закону УК могла бы произвести корректировку за полный 2008 год. По факту же произведён перерасчёт только за 4-й квартал 2008 года..." В общем, от своей бездонной щедрости людям милость оказали.
Однако вот незадача: все ссылки компании на закон шиты белыми нитками. Наоборот, данный перерасчёт прямо противоречит пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ. Где прямо сказано: "Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон".
А закон, то есть Постановление Правительства РФ N 307 ничего иного и не предусматривает. Там в пункте 16 значится: "При наличии в помещении индивидуальных приборов учёта и отсутствии коллективных приборов учёта размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учёта".
Всё. Всякие корректировки оплаты согласно Постановлению N 307 владельцев индивидуальных счётчиков не касаются.
Причём на пресс-конференции Наталья Аникина действия своей компании объяснила мнением московских аудиторов. И, кроме того, "мы руководствовались практикой других регионов, поэтому считаем, что мы руководствуемся действующим законодательством".
Нет слов. Железная логика.
Так, может, в других регионах хозяйствующие субъекты и сами отвечают за возможные бизнес-риски? Увы, у нас подобная практика не в почёте. У нас хозяйствующий субъект щедро делится с населением своими убытками. Пусть тогда бы уж, для комплекта, ещё и прибылью делился!..