В Великих Луках прошёл чемпионат России по воздухоплаванию. Пилот Дмитрий Жохов привёз в Тулу серебро.
Антонина Позднякова, «АиФ в Туле»: Дима, ты вновь - призёр крупных и важных соревнований. До победы, казалось, шаг. Что мешает его сделать?
Дмитрий Жохов: Не послушал жену. Женя говорила, чтобы я проверил ветер, но почему-то я решил этого не делать, что и подвело. Сами понимаете, в нашем деле многое зависит от погоды, важно брать в расчёт природные изменения, анализировать прогнозы.
Для этого, кстати, есть специальные сайты. Правда, был сезон, когда метеорологи как сговорились и давали неверные прогнозы. Хорошо хоть, в прошлом и нынешнем году такого не было.
На соревнованиях все пилоты выполняют спортивные задания. Фактически это маршрут с определёнными точками. Пилот должен рассчитать курс и долететь до них, соблюдая заданную траекторию полёта. Если цель наземная, то на неё надо сбросить маркер. Это лента, к концу которой прикреплён мешочек с песком. Чем ближе он приземлится к точке, помеченной на земле белым крестом размером 10х10 м, тем больше очков получит пилот. Если цель в воздухе, то зафиксировать координаты в логгере - устройстве для записи пути.
В «экипаж» аэростата входит один или два человека. Два - предпочтительнее, поскольку, находясь в корзине, необходимо выполнять сразу две функции - пилота и штурмана. Я обычно летаю один, мне так удобнее.
Свидание в облаках
- Вся ваша семья связана с воздухоплавательным спортом. Где корни этой истории?
- Всё началось с отца и его безумной любви к небу. Он был пилотом, много прыгал с парашютом, а потом ему предложили перейти на аэростаты. Папа брал меня с собой с 14 лет - тогда я первые поднялся в небо, в 16 уже начал делать это самостоятельно. Конечно, отец брал меня с собой не просто так, и эта романтика, в которую я окунулся с головой, не покидает наши полёты до сих пор.
Я и за будущей женой начал ухаживать на воздушном шаре. Она из Рязани, на соревнованиях выступала в качестве судьи. Мы были знакомы около двух лет, когда я пригласил её на свидание в небе. Мы пообщались и поняли, что находимся не только на одной высоте в конкретный момент, но и на одной волне по жизни.
Вскоре я планировал сделать предложение, подлетев к ней на воздушном шаре. Но в тот момент, когда всё должно было произойти, случились очередные соревнования, и было уже ни до чего. Так что предложение стать моей женой таким романтичным не получилось.
- Вы часто выезжаете на соревнования в российские регионы. Что, на ваш взгляд, стоило бы перенять тулякам?
- Мне кажется, что за последнее время наш областной центр сильно преобразился, многое делается для комфорта жителей, есть интересные проекты на перспективу, глобальные стройки и акцент на историю. В Великих Луках, из которых мы только что вернулись, река протекает через весь город, и по набережной гулять там очень приятно, особенно когда хочешь собраться с мыслями перед вечерними полётами. Надеюсь, скоро у нас появится своя набережная с лавочками, фонарями, клумбами, детскими городками и спортивными комплексами.
Кто научит управлять?
- Говорите, «собраться с мыслями»… На полёт долго настраиваетесь?
- Каких-то специальных ритуалов или методов нет, но я люблю просто «прогулять», освежить голову, ведь в полёте она очень пригодится. Поднять аэростат и полететь - это не только силовая нагрузка, надо быть всё время собранным и сосредоточенным, следить за показателями приборов, маршрутом, изменениями погодных условий…
- Получается, той самой романтики, из-за которой вы остались в этом виде спорта, уже нет: теперь это лишь состязания и работа?
- Отчасти. Романтику найти можно везде, но на соревнованиях действительно редко успеваешь полюбоваться красотами той или иной местности. Много времени провожу за мониторами. К тому же мы летаем не только на соревнованиях.
В Тульской области мы организуем полёты для земляков и гостей нашего города. Кстати, чаще обращаются девушки, компаниями от 4 до 12 человек. Когда тепло, летаем часа три после рассвета и два часа до заката, это обусловлено прогревом почвы, которая влияет на образование вертикальных термических потоков.
- А где в Туле можно научиться управлять воздушным шаром?
- В областном центре был клуб молодых воздухоплавателей, в котором занимались ребята, «заболевшие» небом. Несколько лет назад он закрылся. Конечно, мы хотим, чтобы он вновь возродился, но на одном энтузиазме, как вы понимаете, это не получится.
Воздухоплавание - увлечение не из дешёвых, нужны деньги на оборудование, тренажёры, учебный инвентарь… С предложением восстановить клуб мы обращались в правительство Тульской области. Идею поддержали, одобрили, правда, о сроках и конкретных действиях пока не говорят. Но чтобы получить лицензию пилота свободного аэростата, желающим всё равно придётся поехать в специальный учебный центр и сдать экзамены в Министерстве транспорта РФ.
- Будучи подростком, ты интересовался не только небом - увлекался футболом. За чемпионатом мира следишь?
- Разве есть люди, которые не следят? Это важное событие, тем более что наша сборная пока неплохо выступает - вышла в одну восьмую, оправдала ожидания болельщиков. Вот что значит «родные стены».
Много было разговоров по поводу нового тренера, но я лично вижу лишь один недочёт - у нас мало защитников. Не понимаю, почему мы не берём молодых и перспективных игроков на эту линию.
- Волгоград, Казань, Самара, Сочи - города, которые принимают чемпионат у себя. Как думаешь, почему в число 11 городов не попала Тула?
- Мне кажется, из-за несоответствия качества поля на Центральном стадионе. Других причин просто не вижу. Город готов к приёму туристов, у нас есть что показать, красивые парки, кремль, уникальные музеи. Думаю, мы встретили бы гостей пряниками и чаем из самоваров.
- А как же на поле играет «Арсенал»?
- «Арсенал», как мы видели в прошлом сезоне, играет хорошо - заслуженно занял седьмую строчку. И вообще пора бы уже и в пятёрку прорываться.
- Но вновь сменился тренер, думаешь, реально повторить и улучшить результат?
- Уверен, что у нас для этого есть все возможности.
- А какие возможности для развития есть у тебя?
- Выиграть на Кубке России, который пройдёт в Пермской области с 30 июня по 7 июля.
Ещё соревнования в Кунгуре в рамках XVII Международного фестиваля воздухоплавания «Небесная ярмарка». Там ожидается более 20 экипажей тепловых аэростатов, в том числе зарубежных, и более 50 пилотов сверхлёгкой авиации. На него всегда съезжается множество зрителей из самых разных регионов страны. Так что готовлюсь и себя показать.