Врач-терапевт Одоевской районной больницы Владимир Усенашвили вернулся работать на малую родину в 2014 году. Благодаря программам по привлечению медработников для работы в глубинке он купил жильё и получил перспективы карьерного роста.
Крепкая школа
«Общеизвестно, что самый высокий IQ - у айтишников и врачей, - утверждает доктор. - Мой отец - по образованию ветеринар. Когда он узнал о том, что я собираюсь поступать в медицинский, сказал: прежде десять раз подумай. Учиться сложно, а когда начнёшь работать, нужно постоянно повышать квалификацию и продолжать образование. Это непрерывный процесс».
Усенашвили подумал. И принял решение, о котором не жалеет. Отучившись на медика в тульском университете, в 27 лет он стал заведующим поликлиникой и приобрёл жильё по программе «Земский доктор».
В качестве подъёмных ему выдали миллион рублей. Его, как подающего надежды перспективного молодого специалиста, ещё во время обучения замотивировали возвращаться работать на свою малую родину. Он согласился на предложение - и также ни разу ещё не пожалел.
«Наша семья переехала из Грузии в Одоевский район, когда я окончил третий класс, - рассказывает «земский доктор». - В Грузии мы жили в сельской местности, в Тульской области также обосновались в деревне Головинское. Вместе с отцом и братом с самого раннего детства занимался хозяйством, привык работать руками. Отец мой, кроме того что ветеринар по специальности, - отличный строитель. И, повторюсь, он предлагал мне серьёзно подумать над перспективой стать врачом. Но мне это было интересно, к тому же в школе я всегда учился хорошо и высокие нагрузки меня не пугали. Я подал документы в вуз - и поступил с первого раза».
Впрочем, довольно скоро студент Усенашвили вспомнил родительские слова о том, что «учиться сложно». В университете отсев был жесточайший, и уже после первой сессии многим пришлось отчислиться. Латинский язык, на котором записано огромное количество понятий и определений, обязательных к запоминанию, анатомия и биофизика, общая и органическая химия, фармация и основы медицинской статистики… Пугали не столько объёмы, сколько когнитивный диссонанс в голове бывших «отличников» и «хорошистов». У себя в школе они были на хорошем счету и считались светлыми головами, а тут столкнулись с тем, что новый груз знаний для них - не то чтобы совсем уж неподъёмный, но, скажем так, ноша эта лёгкой им ни разу не показалась.
«Ломались ребята, честно скажу, - вспоминает врач. - У многих наступала апатия и депрессия, студенты теряли веру в себя, уходили. При таких нагрузках принцип «от сессии до сессии живут студенты весело» вообще нежизнеспособен. Поэтому кто-то не выдерживал такой интенсивности образовательного процесса. Но это всё оправданно, ведь в нашей профессии цена ошибки очень велика - здоровье или жизнь человека».
Один за четверых
Гранит науки, пусть и не сразу, но всё-таки поддался, и, повторимся, на перспективного студента Усенашвили обратили внимание. Предложили поехать в родные пенаты - поднимать тамошнюю медицину с колен. И это почти не шутка.
«У нас сейчас из положенных четырёх участковых терапевтов работают только трое, - рассказывает врач. - Из них один доктор скоро может уйти на пенсию. Второй уехал на повышение квалификации на два месяца. Так что фактически весь поток пациентов, которых должны были бы принимать четыре специалиста, принимая один я».
Представьте себе рабочий день, в течение которого вам нужно успеть принять от 48 до 62 человек (это минимум/максимум, такие точные цифры, потому что врач ведёт статистику). Дополнительно ещё нужно находить время на выезды к пациентам на дом. И вести административную работу - как заведующий поликлиникой.
Можно ли успеть все это за восемь часов?
«Ну как за восемь... Приходится довольно часто оставаться после работы, конечно. Нельзя же человека, который долго стоял в очереди, отправить восвояси. В нашей работе исключён формализм, потому что по-настоящему помочь человеку можно, относясь к нему, простите за тавтологию, по-человечески. Да и к тому же я лично знаком если не с каждым вторым, то с каждым третьим пациентом - это уж точно. Я же здесь вырос, а в глубинке, как вы знаете, все друг другу или соседи, или родственники, или близкие, или учителя…»
Кстати, об учителях. Приходилось, как рассказывает Владимир, лечить ему свою бывшую учительницу, у которой обнаружилось редкое и стремительно прогрессирующее заболевание. Его симптоматика, если говорить упрощённо, схожа с той, что возникает при инсульте (отказывают руки и ноги). Но правильно поставленный диагноз в этом случае - залог верного лечения. Когда педагог обратилась в больницу к своему бывшему ученику, тот поставил на уши всех своих знакомых коллег-медиков. После мозгового штурма, обследований и анализов оперативно удалось поставить правильный диагноз, и женщина была спасена.
Земский доктор – глава большого семейства. У него двое детей, первый из которых родился, когда Владимир ещё учился на последних курсах института. Супруга доктора по медицинской стезе не пошла (она экономист). Так что, получается, «врачевание» в семье Усенашвили передалось по линии от отца к сыну – а это в прямом смысле слова фамильная преемственность профессии.
Нужны деньги и кадры
Впрочем, по долгу службы разное случается, и далеко не только позитивное. Бывает, говорит врач, пациент с так называемой диабетической стопой, когда конечность чернеет и гниёт заживо, отказывается лечиться, хотя его срочно нужно оперировать - ампутировать ногу. Приходится долго объяснять подчас вообще несведущему в медицине человеку, что он находится в ситуации экстренной, балансируя между жизнью и смертью. И не всегда удаётся убедить.
Был также случай, когда утром карета скорой помощи доставила пациента с острым отравлением - опохмелился не тем, что в принципе можно употреблять внутрь. Так вместе с пострадавшим приехала толпа его буйных друзей, которые не то чтобы уходить из врачебного кабинета отказывались, но принялись давать советы.
Владимир Усенашвили признаётся, что первым его впечатлением, после того как он пришёл работать в муниципальную медицину Одоева, было ощущение, что в районах врач - и кузнец, и жнец, и на дуде игрец.
«К нам поступают самые разные больные, первичную помощь мы должны оказать каждому, - говорит доктор. - Могут поступить люди с тяжёлыми ранениями - в подобных случаях счёт идёт буквально на минуты. До приезда ревматолога нужно срочно, например, остановить кровопотерю - а ведь не пальцем же, извините, будешь рану прикрывать. Поэтому срочно вспоминаешь основы хирургии (всему этому нас обучали в вузе), накладываешь швы и зашиваешь рану. Да что тут говорить - однажды даже голову пришлось «шить». Привезли мужчину, на которого упала лестница. Он был на грани ухода в мир иной. К счастью, успели. Не ушёл».
- А тем, кто, наоборот, приходит - поможете? Роды принимать не приходилось?
- Нет, такого в моей практике пока не было. (Смеётся). Но я знаю, как это делается в теории. Этому нас тоже обучали в университете.
- Справитесь?
- А у меня что, есть варианты?