«Будущее у литературы есть, и оно обязательно будет. Потому что склонность людей что-то сочинять, создавать литературные фикции, является фундаментальным свойством человеческой психики. И так будет, пока человек существует», - убеждён Олег Хафизов.
Танцевать выгодней, чем писать?
Олег Бондарь, «АиФ в Туле»: Как относитесь к тому, что людям больше интересен ваш танец с женой, видеозапись которого собрала в интернете просмотров и лайков в разы больше, чем книга, над которой вы работали два года?
Олег Хафизов: Когда в соцсетях появляются фото или видео фривольного содержания, это вызывает у пользователей гораздо больший интерес, чем более серьёзный продукт. Когда подобное произошло и со мной, то, наверное, от досады у меня вырвалось: «Выходит, что танцевать выгодней, чем писать книги, на которые уходят годы труда». Хотя сам прекрасно понимаю, почему это происходит. Ведь не каждый пользователь готов прочитать текст, да ещё и вникнуть в него. А вот какой-нибудь эффектный видеоряд, для создания которого никакого усилия не требуется, очень легко переваривается. В этом и заключается успех социальных сетей. И если человек готов в них присутствовать, то должен быть готов и к верхоглядству с поверхностным восприятием. И нечего здесь пенять, это нормально.
- О чём ваша новая книга?
- Она называется «Куликовская битва - как это было». В 1980 году была выпущена небольшая брошюра, по тем временам содержащая последние исторические данные, в которой просто описывается Куликовское сражение. Но хорошо описывается. С тех пор появилось огромное количество научно-популярных статей, материалов в стиле фэнтези, серьёзных научных трудов, наконец, романов каких-то... Но простой и внятной научно-популярной книги с описанием событий Куликовской битвы на основе исторического мэйнстрима, не являющегося ни скандальным, ни совсем уж глупым и пошлым, не было. Поэтому и появилась эта книга. Но не считаю, что это какое-то значительное событие с точки зрения литературы. Это научно-популярная журналистика.
Нечего становиться в позу непризнанного гения.
Пишут все, кому не лень
- Сегодня многое перемещается в интернет, в том числе и чтение литературы. Люди утыкаются в монитор и забывают о печатных изданиях. Не является ли это началом конца?
- Идёт ослабление интереса к литературе как таковой, а потом уже к бумажным изданиям. И это разные вещи, потому что уменьшения спроса на художественное слово, беллетристику и письменный текст я не вижу. Напротив, наблюдается рост, и количество пишущих значительно увеличивается. И всё это благодаря доступному способу распространения текстов через интернет. Пишут все, кому не лень. Без всякого контроля и цензуры. И здесь уже возникает проблема качества. А бумажная книга явно проигрывает в этой конкуренции. Тоже было при изобретении печатного станка, когда начинали уходить в прошлое рукописные книги. Нечто подобное происходило и при появлении других носителей информации.
Так, быстро появлялись, и быстро отмирали компакт-диски. А с появлением телевидения говорили о ненужности театра, с изобретением видеомагнитофонов пророчили быстрый конец и телевидению. Но потом всё рассосалось, и каждая из этих форм заняла свою нишу. То же самое и в соперничестве электронных книг с бумажными, которые, думаю, свою востребованность всё же сохранят, ведь их достаточно много накопилось, и библиотеки никто сжигать не собирается. Этот материальный носитель нельзя заменить ссылкой в интернете - я не могу подарить человеку ссылку, но могу подарить красивую книгу. Я тоже одно время перешёл на чтение с экрана, но теперь постепенно возвращаюсь к бумажным изданиям. Они не исчезают, а просто занимают более скромное место.
- Как сегодня молодому писателю «пробиться в люди»?
- Знал бы какие-нибудь рецепты, сам бы в своё время ими воспользовался. Но и сейчас не считаю себя знаменитостью, и почему не достиг этой знаменитости, тоже не знаю. Не такой уж я недотёпа - и что-то делал, и куда-то ездил, и где-то участвовал... Но, наверное, у каждого своя судьба. По какому принципу на небесах распределяется успех, не знаю. Да никто этого не знает.
Если выкладывать тексты в интернет, они там, думаю, не прозвучат. Соответствующие сайты производят впечатление тупика, где за твоё произведение тебя могут безнаказанно обматерить.
А вообще, для творческой молодёжи существует много программ, в том числе и государственных, проходят различные форумы для писателей, конкурсы. Поучаствовать в них начинающим писателям не помешает. И нечего становиться в позу непризнанного гения. Это непродуктивно и только портит характер. Да, некоторые из конкурсов, как пишут в интернете, липовые. А некоторые нет. Но, участвуя в них, человек на какое-то время окажется в центре внимания, может найти хорошие контакты с издателями и редакторами литературных журналов. И дальше дела могут пойти в гору. Многие прошли этот путь и стали довольно известными писателями. Главное, не писать только для себя, не ждать чего-то, а действовать, но и не доводить самопродвижение до абсурда.
Зачем мне орден?
- Вы сами освоили новую форму творчества – аудиокниги…
- Сначала хотел попробовать себя в этом деле - записал в профессиональной студии одну аудиокнигу, но мне и самому не понравилось, да и отклики были не все хвалебные. Тогда стал думать о приглашении для записи актёра. Но какого? Если из Москвы, да ещё и там в студии записывать, то накладно вышло бы. И вдруг я выяснил, что такой чтец живёт со мной под одной крышей - это моя жена Елена. Она прекрасный профессионал. Начитала одну книгу, другую... И сейчас у нас не пара книг, как я предполагал поначалу, а двенадцать. А уж сама она записала книг 35. Это оказалось интересной работой, к тому же весьма востребованной - слушателей появилось много. Реакция, конечно, неоднозначная, но это обратная связь и она есть.
- Насколько сегодня нужны и значимы литературные премии?
- Раньше у писателей при встречах было две темы для разговоров: в каком союзе состоишь и какие премии получал. При этом обязательно обсуждали, насколько эти премии несправедливы, особенно в случае, если ты её не получил. О союзах сегодня что-то не говорят, а вот о «несправедливости» премий - продолжают. Считаю, что пенять на это нечего: ну, дали, так дали, а не дали - ничего страшного. А с другой стороны, для человека, который пишет исключительно для литературы, а не ради зарабатывания денег, это чуть ли не единственный шанс оказаться в центре внимания. Кстати, большинство премий приносят не так уж и много денег. А потом, люди так устроены, что им обязательно подавай какую-нибудь награду. Поэтому в премиях за писательский труд ничего плохого нет. Ведь когда встречаешь человека с какой-нибудь наградой, необязательно в области литературы, отношение к обладателю совсем уже другое - более почтительное, даже если он и не совсем это заслужил. Но, считаю, что бегать за наградами всё равно не стоит, как и убегать от них.
Поэт в России больше, чем поэт?
- Некоторые деятели культуры вдруг становятся политикам. Нормально ли это?
- Это старо, как мир, когда в один момент писатель вдруг начинает стремиться стать кем-то гораздо большим, чем просто литератор. При этом одни хотят свою жизнь сделать более героической, а другие - таковой изобразить. В обоих случаях мне это не нравится, и людей таких не принимаю. Даже если они в чём-то и талантливы. Это в полной мере могу отнести и к Захару Прилепину. Считаю, что писательская деятельность и политика - на разных полюсах. Занятие политикой находится в противоречии с художественной структурой мышления. Получается, либо ты художник, который прикидывается политиком, либо наоборот - ты политик, который что-то пописывает. Я не настолько утопист или анархист, чтобы считать неполноценными или недолюдьми политиков, но только мне нравится, когда человек представляет из себя что-то настоящее.
Столько раз встречал людей, ставших богатыми или известными политиками, которых вдруг начинает распирать от желания стать ещё и писателями. Один из наших бывших губернаторов - Севрюгин, попав за решётку, вдруг стал писать стихи. Нам их потом в редакцию приносили... Это такая наивность, на уровне школьника, написавшего какие-то воспоминания о деревне. Я не собираюсь над автором насмехаться, тем более, что он ушёл из жизни. Но совсем же убого... То какой-то миллионер вдруг начинает сочинять детские книжки... Можно, конечно, допустить, что у людей начинается новый этап в духовной жизни, но я этого не видел. Бывают люди, которые начинают своё творчество поздно, как Сервантес, например, или Лесков. Но сперва всё же человек сам выясняет, кто он есть, а потом уже отдаёт на суд читателя свои произведения. Это занятие требует полной самоотдачи, а не так, чтобы писать между делом. Также, как у меня не получится стать успешным бизнесменом, потому что я должен буду слишком уж полюбить деньги - эротически, сексуально... Тогда и деньги пойдут ко мне. Но этого не будет.Если ты священник, то будь священником. Если полицейский, то лови преступников. А если писатель, то и пиши.
Очень даже допускаю, что человек неплохо может писать лирические стихи, будучи генералом, или хорошо рисует акварелью, будучи врачом. Таких примеров много. Но одно дело, когда заниматься этим в качестве увлечения, а другое - служить, как подвижник.
Один очень богатый мой знакомый, канадец российского происхождения, купил какое-то количество критиков, которые стали хвалить его «писательское» творчество. Он издал за свой счёт огромное количество книг, аудиокниг... Столько денег вложил в это, что казалось бы - вот он должен быть результат. А над ним все смеются. Все, кто способен читать текст и кто в своём уме.
Возвращаясь к теме политики, скажу, что некоторые всем известные личности, тот же Захар Прилепин, или Дмитрий Быков, стали известны не за счёт своих произведений, а благодаря другой деятельности. А огромнейшая аудитория этих людей интересуется не их книгами, а совсем другим. Если же писатели участвуют в телепередачах, связанных с литературой или философией, то это полезно не только для их личной известности, но и для самой литературы как таковой.
- Как ваш семейный союз с женой стал творческим?
- А мы и познакомились на почве общего интереса к литературе, помимо, конечно, самой любви. Моя жена - поэт. Для неё главное слово и для меня. Направления в творчестве у нас, конечно, разные. И темпераменты творческие тоже. Но цель одна. Поэтому, как только напишу что-то новое, сразу же читаю ей, а она знакомит меня со своими произведениями.