1 июня. 28 автобусный маршрут. Битком забитый автобус полон криков и стенаний. Пожилой водитель за день выслушал в свой адрес столько «духоподъёмного», что к концу рабочего дня превратился в глубокого невротика. Руки его, надрывая билеты входящим пассажирам, каждый раз вздрагивали, потому что не было ещё остановки, на которой ему кто-нибудь не крикнул бы что-то типа «спишь, что ли? Заднюю дверь открывай, давай!».
Указали на дверь
Крупногабаритная тулячка с двумя объёмными сумками по одной на каждую руку, не дожидаясь реакции водителя, начинает продираться к передней двери, расталкивая несчастных попутчиков. К моменту, когда она добирается до выхода, дорогу ей уже преграждают только что вошедшие. Водитель тем временем открывает среднюю дверь. Тулячка с сумками грузно и зло выдыхает, разворачивается и возвращается обратно, под ругань и крики отдавливая ноги тех, кому не успела их отдавить в первый раз. Очень скоро средняя дверь закрывается, автобус трогается. К двери подбирается молодая мама с коляской, заранее приготовившись к выходу. Тулячка с сумками начинает кричать. Ругаются и вопят и другие пассажиры.
Но водитель их уже не слушает. Он просит парня, стоящего рядом с ним, помочь с ручным валидатором. «Ты принимаешь карты, а я буду брать наличку и отрывать билеты, добро? Вот, спасибо тебе. А то я тут чокнусь с ними. Ты сам откуда будешь-то? Ага, добро. У меня там племянник раньше жил. На рыбалку с ним ходили. Речка там ещё не пересохла, нет?..»
2-го июня, 18-й автобусный маршрут.
«Когда же этот чёртов день кончится? – водитель тяжело дышит, опершись локтями о баранку вишнёвого «НеФАЗа». – Кондукторша уволилась, сам всех обилечиваю. А людям неудобно. Орут на меня, как будто я в чём виноват. Да нет, сокращений кондукторов пока нет. Сами уходят. Урезали коэффициент им, теперь меньше получают с каждого проданного билета. Зарплата стала меньше. Получают три копейки. Им и смысла оставаться нет. Да и я посмотрю ещё на всё это – может, тоже уйду. График рваный: то утренняя смена, то вечерняя. Не высыпаешься толком. И какой смысл так пахать за такие деньги?»
4-го июня. Автобус 11-му маршрута. Несколько пенсионерок выходят через переднюю дверь, все оплачивают проезд, одна нет.
«Женщина, что у вас? Что у вас, женщина?!»
«У неё проездной! – вступается другая. – И, вообще, ты должен сразу был у неё спрашивать. А теперь нечего. Написано, вон, у тебя: «Оплата при входе». Вот и бери при входе! Что ты там, спишь, что ли, сидишь?»
Забота о народе
Так с 1 июня туляки ощутили заботу власти об их удобстве, комфорте, улучшении жизни, изменившей порядок оплаты проезда в городском пассажирском транспорте. Деньги их обязали передавать только водителю и только при входе в переднюю дверь. Цели якобы благие – борьба с «зайцами», а обернулось всё скандалом. Похоже, денег хотелось сильно, а подумать о людях – некогда.
Горожане возмущались так сильно, что были услышаны губернатором.
2-го июня, по сообщению пресс-службы правительства, Владимир Груздев провёл совещание с транспортниками и чиновниками, на котором озвучил им недовольство людей и предложил организовать работу так, чтобы это устраивало и пассажиров, и водителей.
4-го июня директор казенного предприятия «Тулгорэлектротранс» Валерий Симакович, тот, что накануне нововведений обещал, что кондукторские функции, возложенные на водителей, не изменят графика движения транспорта и не приведут к неудобству пассажиров, пообещал купить
40 валидаторов. Они де, оснащённые мини-сервером и двумя считывающими устройствами для безналичного расчёта, позволят разгрузить отныне загруженных водителей и не устраивать толкучку у дверей в транспорт.
При этом Симакович заверил, что сейчас на предприятии трудятся 360 кондукторов и примерно 100 мест остаются вакантными.
«Добросовестных мы не увольняем. Но у нас серьёзно возросли требования», - отметил директор транспортного предприятия.
С чего Симакович посчитал, что требования туляков к качеству транспортного обслуживания серьёзно снизились и они будут довольны экстремальными экспериментами над собой, осталось не понятным.
…На сайте городской власти тулякам предлагают выбрать, с помощью какой меры бороться с безбилетниками: увеличивать размер штрафа, повысить тариф или установить турникеты. А говорят – после драки кулаками не машут…
Пока суть да дело, все двери в транспорте вновь открыли.
Так может, перед принятием важных решений научиться думать? В конце концов, большие зарплаты и руководящий статус обязывают это делать.