Примерное время чтения: 5 минут
195

Тяжела ты, шапка министерская. Кому быть главой регионального агропрома?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. "АиФ в Туле" 16/10/2019

Министр сельского хозяйства Тульской области Дмитрий Миляев перешёл на другую работу – в администрацию Тулы. Мы решили выяснить у руководителей сельхозпредприятий, есть ли среди них желающие занять вакантное место.

Своя рубашка ближе?

С латинского «министр» переводится как «помощник, слуга». Но в современной действительности это человек с массой компетенций, способный решать широкий круг задач. Не в последнюю очередь – политик, лоббист интересов своей отрасли на самом верху. Умелый или не очень. Как правило, аграрии в регионах хотят, чтобы их интересы представлял человек из местных, знающий специфику области и профи в своём деле. Если допустить, что мнение крестьян примут во внимание наверху, кому можно доверить эту непростую ношу? 

Руководить своим хозяйством – одна история, а агропредприятиями всей области – совсем другая.

Среди аграриев, как и в любой отрасли, есть своя «элита». В нашей области она начинала в постсоветское время, сумела удержаться в последующих передрягах и создала свои агрохолдинги немалыми усилиями. Вроде бы из них и надо выбирать. Опыт, умение выстраивать диалог с властью и руководить на местах. Однако всё не так просто. Как рассказал на условиях анонимности аграрий Киреевского района, когда в 2011 году искали кандидатуру в кресло аграрного министра, собрался «крупняк» региона.

Среди них – глава свиноводческого хозяйства, руководитель-матерщинник одного из предприятий молочного направления и лидер в растениеводстве, у которого, по свидетельству коллег, в самый плохой год меньше 10 миллионов на счету не бывает. Вроде бы каждый мог себя предложить. Но выбрали Сергея Красного, на ту пору директора «Тульского аграрного центра». 

«Потому что руководить своим хозяйством – одна история, а агропредприятиями всей области – совсем другая, – конкретизирует наш собеседник. – Масштабы не те, боязнь не справиться и потерять авторитет. А на мой субъективный взгляд, руководителя местного уровня нельзя ставить потому, что он начнёт думать об интересах своего хозяйства и узкого круга приближённых. Про проблемы области может и забыть невзначай. Хотя и другие не застрахованы от явления «кумовства». Кстати, Красный был из местных и опытный аграрий, а с должностью попрощался. Своя рубашка в виде своего хозяйства у состоявшихся директоров ближе к телу. А сейчас они к тому же все возрастные…»

Есть ещё средний класс руководителей-аграриев, который скоро по производственным успехам может перегнать элиту. Но, как рассказали их старшие коллеги, у одних напор и знания присутствуют (потомственные крестьяне), но норову многовато. Как шлея под хвост попадёт, только держись. А министру всё же дипломатия нужна. У других же просто общеобразовательного кругозора не хватает. Что же, никого из местных не найдётся?

Как рассказал аграрий из Чернского района, есть среди работников полей и ферм честные, грамотные, трудолюбивые люди. Только они не верят, что на посту министра в сегодняшних реалиях можно что-то изменить.

«Это просто номенклатурная единица, встроенная в жёсткую вертикаль власти», – резюмирует специалист.

Каким он должен быть?

Буквально все, с кем мы общались, говорят о том, что сейчас роль региональных министерств сельского хозяйства сведена к роли статистов, распределяющих субсидии.

«Нужна долгосрочная программа развития села: какие цели ставим, куда идём и кому урожай продавать будем. Кроме того, на первый план выходит развитие переработки. И как следствие – обеспечение аграриев дешёвыми кредитами, – говорит руководитель из Архангельского района. – В своё время мы ругали советскую систему, когда буквально по дням диктовали, что делать на земле. Это – перегиб в одну сторону, но и полное отстранение от планового хозяйства – перегиб в другую сторону. У нас же как считается: сажайте что хотите, законы рынка всё урегулируют. В животноводстве аналогичная история. Время показало, что в жизни – не так. Нужна координация действий между хозяйствами региона и чётко выстроенная аграрная политика внутри страны. Но с учётом мнения сельхозпроизводителей на местах. Приведу пример. Несколько лет назад многие хозяйства увлеклись гречихой, потому что на неё была хорошая закупочная цена. Массовый урожай обрушил ситуацию, за гречиху стали предлагать всего 7 рублей за килограмм. В результате аграрии понесли убытки. А потом все также массово от неё отказались. И возник дефицит».

Роль региональных министерств сельского хозяйства сведена к роли статистов, распределяющих субсидии.

«Плачевная ситуация в этом году сложилась и с рапсом, – продолжает аграрий из Ленинского района. – За дорогой культурой погнались многие. Но не учли погодные условия прошлой тёплой зимы, когда вредители не погибли, а весной расплодились со страшной силой. Пришлось применять сильный инсектицид, пострадали пчёлы. Это опять системная ошибка, которой не удалось избежать. Потому что нет ни в минсельхозе, ни в подконтрольных ему структурах службы, которая бы сигнализировала об ожидаемом нашествии вредителей или болезней растений. А в советское время каждые две недели приходили такие сообщения, да ещё с рекомендациями, какие препараты от них можно применить… Может быть, поднятые вопросы не регионального уровня, а гораздо выше?.. »

Поэтому своим министром крестьяне хотят видеть человека, который мог бы достучаться до «верхов» и донести туда чаяния «низов». Не боясь за свою карьеру. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах