Без вашего разрешения нельзя
Наш очередной урок посвящён взаимоотношениям телевизионных и интернет-провайдеров с собственниками квартир. Слово Вадиму Борисовичу:
- В Туле, наверное, уже не осталось ни одного многоквартирного дома, в котором не было бы установлено оборудование для цифрового телевидения и интернета: распределительные шкафы и кабели, проложенные в стояки. Тут сразу нужно пояснить – это оборудование устанавливается на общедолевом имуществе собственников. А это значит, что без их ведома никто не имеет права что-либо делать в подъезде. Провайдер обязан заключить с ними договор.
К сожалению, на деле редко кто спрашивает разрешения у собственников. Более того – их часто даже не ставят в известность. В лучшем случае, договариваются с управляющей компанией. И приступают к работам, которые тихими не назовёшь – например, чтобы установить стояк, монтажникам нужно просверлить пол на каждом этаже многоквартирного дома.
Так было и у нас. Когда своё оборудование установила первая для нашего дома компания (сейчас их три и все они нам платят), на рынке ЖКХ работали монополисты. Они между собой всё порешали. Я, как председатель совета дома, пришёл в офис компании-провайдера и сказал, что в случае, если договор с собственниками не будет заключён, мы демонтируем их оборудование. По закону мы имеем на это полное право.
Представители компании, после недолгих раздумий, предложили свой вариант договора. Я так понимаю, что он был типовой – скорее всего, его дают подписывать всем, на чьей территории компания устанавливает оборудование.
Совет дома взял образец договора, мы изучили его. Некоторые вещи в нём нас не устраивали. Например, пятилетний срок действия – это слишком долго. Мы составили протокол разногласия (совет дома имеет на это полное право), в котором, по решению собрания собственников, прописали срок в один год, а также возможность расторжения договора в одностороннем порядке с нашей стороны. В случае, если за месяц до окончания срока договора никто из сторон не ходатайствует о его расторжении, договор автоматически пролонгируется (продлевается) ещё на год. В договоре мы также прописали сумму, которую провайдер ежемесячно будет нам платить. Назвать вам я её не могу – это коммерческая тайна. Но скажу, что у каждой компании есть свой ценовой лимит – сумма, больше которой они никогда не заплатят, а также минимум, который они готовы платить. Изначально нам предложили именно этот минимум. Нас это тоже не устроило – в ходе переговоров мы добились большей оплаты.
Сейчас, повторюсь, в нашем доме установили оборудование три оператора. На те деньги, что они платят нам за год, вполне можно отремонтировать целый подъезд.
Не спешите ломать
Средства, которые будет платить компания, должны поступать на счёт ответственного лица. Для этого из числа собственников его должны выбрать решением совета дома. Тратиться средства буду целевым образом и так же по решению совета собственников: в этом месяце мы, например, решаем купить краску, в другом – необходимый в хозяйстве инвентарь.
Если компания-провайдер не исполняет своих обязанностей, собственники, как это и прописано в договоре, имеют право расторгнуть его в одностороннем порядке. Но здесь не нужно действовать сгоряча. Если, например, вы предъявляете компании устную претензию, а она никак не реагирует, не надо рвать кабеля и ломать стояки. В договоре, скорее всего, будет прописана ответственность собственника за порчу имущества – на срок его – договора – действия. В таком случае собственники сами могут налететь на крупный штраф.
Действовать нужно так. Отправить письменное уведомление о расторжении договора, один из экземпляров которого – со «штампиком» о получении – должен остаться у представителя собственников. Если в течение месяца реакции на обращение нет, можно предпринимать дальнейшие шаги – например, написать заявление в прокуратуру.
Ещё важно понимать, что ответственность за оборудование, которое появилось в вашем доме, несут собственники, а не УК. И именно совет дома, а не обслуживающая организация, должны проверять наличие всей положенной документации на оборудование, чтобы быть уверенным, что оно безопасно: техпаспорт, сертификат на здоровье, сертификат на экологию и масса других документов.
Внимание!
Если у вас возникли дополнительные вопросы или вы столкнулись с проблемами в обслуживании вашего дома, если ваша УК бесчинствует – пишите, звоните в нашу редакцию, задавайте вопросы. На них ответит наш эксперт Вадим Борисович Хмельников.
Телефон «АиФ в Туле»: 8 (4872) 70-44-18, 8-915-697-45-05.