На прошлой неделе состоялась «прямая линия» с министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области Элеонорой Шевченко. ЖКХ – отрасль традиционно проблемная, поэтому вопросов было много. Мы публикуем наиболее интересные из них.
Про ОДН
Вопрос: «Проживаю по адресу ул.М.Горького, д. 19, кв. ***. Уже несколько месяцев я борюсь с непонятно откуда взявшимися начислениями за ОДН по горячей воде. Я исправно плачу за расходуемую воду и у меня установлен счётчик. И я не плачу этот ОДН, который мне начисляют каждый месяц, и сумма эта постоянно возрастает. На сегодня плата по счётчику за воду у меня – 392 рубля, ОДН за горячую воду – 545 рублей. Откуда? При этом единая платежная квитанция сформирована таким образом, что при неуплате мною этого ОДН, так называемый «долг» перераспределяется по другим строкам платёжки».
Ответ: в Тульской области, в соответствии с законом, был установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду. То есть при расчёте платы за горячую воду устанавливаются изначально две составляющие: плата за холодную воду и определённый коэффициент тепла, который используется для подогрева воды. Сегодня складывается такая ситуация, которую можно было бы назвать правовой коллизией. Скорее всего, ваши соседи некорректно и не своевременно подают информацию по приборам учёта. Грубо говоря, они потребили 3 куба воды, а прописывают себе 1 куб. Существует определённая формула расчёта: из показателей общего прибора учёта вычитается суммарное потребление индивидуальных приборов (индивидуальных счётчиков, как у вас), а затем вычитается потребление «нормативщиков». И разница, которая остаётся между этими составляющими, разделяется на всех жителей.
В ближайшее время в Минстрое мы будем принимать норматив с учётом двухкомпонентного тарифа, о котором я вам сказала. И у вас размер платы за общедомовые нужды не будет более превышать этого норматива. Также мы перенаправим ваше обращение в жилищную инспекцию, чтобы она провела проверку правильности начисления платы по вашему дому.
Что касается единой квитанции, то это ситуация решаемая. Вы должны написать заявление в абонентский отдел, в котором напишете, что не согласны платить ОДН за горячую воду. С этого момента в вашей квитанции будет вычеркиваться эта сумма, а «долг» не будет распределяться пропорционально по другим строкам оплаты. Но вам тут нужно понимать, что, возможно, на вас подадут в суд за неуплату и вы должны быть к этому готовы.
Про сомнения
В.: «Будет ли введён повышающий коэффициент для тех людей, кто не установил приборы индивидуального учёта у себя в квартире?»
О.: дано поручение всем УК до мая этого года предоставить информацию о возможности установки приборов учёта или принципиальной технической невозможности такой установки в каждой из квартир домов, находящихся в управлении обслуживающей организации. Ранее этого повышающий коэффициент применяться не будет.
Но есть важное «но». У нас вызывают сомнения действия ряда УК. Мы боимся ситуации, когда жилищники огульно введут такой коэффициент для тех, у кого нет счётчиков, не слишком вдаваясь в подробности, почему его до сих пор в квартире нет. Это, разумеется, вызовет социальное недовольство. Поэтому мы дали УК время для того, чтобы они как следует разобрались в ситуации. У кого-то действительно технически нельзя установить счётчик, а кто-то по какой-то причине просто занял выжидательную позицию.
Про рейтинг
В.: «Будет ли составляться рейтинг УК? Где с ним можно будет ознакомиться, и по каким критериям будут оцениваться компании?»
О.: его можно будет увидеть на сайт жилищной инспекции Тульской области после того, как завершится процесс лицензирования УК.
Главная задача такого лицензирования – создание цивилизованных отношений между УК и гражданами. Предполагается, что именно за собственниками будет последнее слово относительно судьбы УК.
Например, если обслуживающая организация потеряет 15% домов, находящихся в их управлении, это будет означать автоматическое лишение лицензии.
Но если определённая договорённость с жителями МКД имеется, то они смогут использовать право вето на это решение. И жилищной инспекции ничего не остаётся, кроме как подчиниться решению жителей. И не исключать компанию из списка получивших лицензию.
Что касается критериев для определения места в рейтинге, то тут так же решающими будут отзывы жителей. Но надо понимать, что чисто математически на крупную компанию будут жаловаться чаще, чем на маленькую. Нам тоже нужно учитывать этот момент. Опыт показал, что лучше всего жители отзываются о компаниях, имеющих в управлении порядка 40 МКД и имеющих свой собственный персонал: сантехников, дворников, аварийную службу. Если люди нанимают подрядчиков, если занимаются обслуживанием домов, имея при себе лишь бумагу и карандаш, то какими бы гениями менеджмента они не были, практика показывает, что такой подход не всегда будет эффективен.
Сегодня к УК нет требований об обязательном наличии квалифицированных кадров и парка спецтехники. Но я думаю, что этот критерий оценки позже будет вводиться при составлении рейтинга УК.
Про дом на Хворостухина
В.: «Как развивается ситуация с ООО «ПП «Развитие», связанная с домом № 2-А по улице Хворостухина?»
О.: на сегодняшний момент арбитражный управляющий подал заявление на сдачу данного дома, была проведена итоговая проверка, выданы замечания. Кроме того, параллельно ведётся работа правового характера, о которой пока мне не хотелось бы распространяться.
Она ведётся для того, чтобы собственники получили свидетельства об акте приёма своих квартир без каких-либо судебных разбирательств.